Историк рассказывает о становлении цензуры как социального института в России

ForbesИстория

От ареста Радищева до травли Пастернака: краткая история цензуры в России

Василий Легейдо

Фото Getty Images

Император Павел I запретил ввозить в Россию книги на любых языках, Надежда Крупская начала кампанию по изъятию из библиотек книг неугодных писателей и философов от Платона до Дюма, а писателю Александру Фадееву пришлось переписывать роман «Молодая гвардия» по требованию Иосифа Сталина. В разные эпохи запрету подвергались «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, произведения Конан Дойля и Хемингуэя. Историк Василий Легейдо рассказывает о становлении цензуры как социального института и почему в России запрещали литературу.

В начале декабря 2022 года в России вступил в силу закон о запрете пропаганды ЛГБТ в России. Согласно документу, штрафы составят 400 000 рублей для граждан и до 5 млн рублей для юрлиц. В начале января издательство Popcorn Books стало фигурантом первого в России административного дела по статье о полном запрете пропаганды ЛГБТ после запросов председателя комитета Госдумы по информполитике Александра Хинштейна. Чтобы не подвергнуться мерам, предусмотренным за нарушение закона, участникам книжного рынка — библиотекам, издательствам, магазинам — приходится действовать наверняка, зачастую снимая с полок или сокращая любые произведения, которые могут подпадать под действия нового законодательства.

Ограничительные меры издательства принимают и из-за другого закона — о запрете отождествления СССР и нацистской Германии. Так, «Альпина Паблишер» скрыла полосами серого цвета отдельные предложения в книге американского писателя Марка Мэнсона «Все хреново». В уточняющей сноске говорится, что отрывки удалены в соответствии с требованием закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Литература в России, как и многие другие сферы общественной жизни, все чаще подвергается ограничениям, которые принимают форму юридических постановлений. Литературная цензура не является для России принципиально новым явлением. В истории ее государств-предшественниц за последние несколько веков строгий контроль за творчеством в соответствии с идеологическими и политическими установками точно так же закреплялся на правовом уровне, провозглашался необходимостью, а карался порой не только запретом на публикацию или изъятием из продажи, но и репрессиями в отношении авторов. Власти насаждали цензуру как необходимое средство защиты национальных интересов и определенной системы ценностей от недоброжелателей и противников. Врагами родины часто называли тех, кто не желал мириться с произволом и обличал недостатки государственных институтов, но делал это не из ненависти, а из любви к своей стране.

Ограничение критики власти: от Петра I до дворцовых переворотов

Впервые запрет на распространение и чтение иностранных книг на Руси появился еще в 1073 году в «Изборнике Святослава», однако касался он только религиозных текстов. В «Стоглаве», где перечислялись решения, принятые одноименным собором в 1553-м, зафиксированы цензорские замечания к рукописным книгам: «Писцы пишут с неправленных переводов, а написав, не правят». Документ гарантировал высшим представителям духовенства право на конфискацию неотредактированных рукописей. До начала правления Петра I цензура по-прежнему касалась лишь религиозных трудов и носила весьма ограниченных характер: к концу XVII века в государстве в год выходило не больше двух книг.

В 1700 году российский монарх предоставил своему голландскому приятелю Яну Тессингу грамоту на открытие частной типографии для «печатания земных и морских карт, чертежей, листов, портретов, математических, архитектурных и всяких по военной части книг». Предприниматель стал первым частным лицом, которому предоставили — на 15 лет — право распространять тексты самой разной направленности на всей территории России. Фактически обладавшему монополией на типографское дело и книготорговлю Тессингу приходилось следить за тем, чтобы содержательный аспект напечатанных произведений соответствовал требованию Петра. Царь хотел, чтобы те выпускались «к славе великого государя меж европейскими монархами и к общей народной пользе и прибытку, а пониженья нашего царского величества превысокой чести и государства нашего в славе в тех книгах не было б».

В 1701 году Петр попытался взять под контроль духовенство, представители которого критически относились к политике молодого государя и распространяли памфлеты против него. «Монахи в кельях никаких писем писати власти не имеют, — говорилось в царском указе. — Чернил и бумаги в кельях имети да не будут, но в трапезе определенное место для писания будет — и то с позволения начальнаго».

При Петре религиозная литература перестала доминировать на книжном рынке: большая часть из 149 изданных в 1724 году текстов имела светскую направленность. Цензурой же, как подтверждали историк Василий Ключевский и литературный критик Александр Скабичевский, лично занимался сам царь.

За тем, чтобы в книгах, которые печатались в России, не содержалось никакой критики власти уже после смерти Петра следили его преемники — например, в 1733-м императрица Анна Иоановна запретила изданную на немецком языке книгу о жизни своего фаворита герцога Курляндского Бирона, поскольку в ней «вымышленно-затейные, предосудительные к Российской Империи пашквильные пассажи находятся». Правительница постановила сжечь уже выпущенные экземпляры и больше ничего подобного из-за границы не ввозить. Примерно тогда же Анна Иоановна запретила распространение иностранной научной литературы, если у нее находились аналоги на русском.

Эпоха Екатерины II: «странные мудрствования» и «сущие заблуждения»

Следующий значимый этап развития цензуры начался при Екатерине II, которая, несмотря на приверженность идеям Просвещения, стремилась ограничить иностранное влияние. В 1763-м она издала указ, согласно которому для распространения на территории страны книг из-за рубежа требовалось дозволение Академии наук. В обязанности служащих последней входило следить за тем, чтобы в текстах не содержалось ничего «против закона, доброго нрава, нас самих и российской нации». Хрестоматийным примером «вредной» литературы Екатерина объявила роман Жан-Жака Руссо «Эмиль», который противоречил привычным представлениям о педагогических нормах.

Журнал «Трутень»

Впрочем, в конце 1960-х императрица еще допускала относительную свободу мнений: например, позволяла дискутировать с ней и критиковать внутреннюю политику в государстве создателю и автору сатирического журнала «Трутень» Николаю Новикову. Сама Екатерина под псевдонимом вела собственное печатное издание — «Всякая всячина», на страницах которого и вела полемику с оппонентом. В отличие от Новикова императрица отстаивала умеренность и снисходительность как основные принципы сатиры. Автор «Трутня» обличал жестокость помещиков и взяточничество чиновников, а также выступал против крепостного права.

Екатерина позволяла Новикову высказываться по вопросам политической и общественной жизни до начала 1770-х, когда власти сначала настойчиво намекнули тому о необходимости сбавить тон, а затем и вовсе подтолкнули к закрытию. Однако даже на топ этапе еще можно было говорить об относительной свободе прессы и литературы в России: сама императрица сотрудничала со следующим литературно-сатирическим еженедельником Новикова «Живописец», в котором тот по-прежнему отстаивал антикрепостническую позицию и высмеивал дворянские нравы.

Екатерина II издала указ о запрете книг, содержавших «странные мудрствования» и «сущие заблуждения»

К концу 1780-х ситуация со свободой печати радикально ухудшилась. Екатерина издала новый указ о запрете книг, содержавших «странные мудрствования» и «сущие заблуждения». Одной из не проговаривавшихся напрямую целей ужесточения цензуры было ограничение популярности масонского движения в России. Выполнить эту задачу удалось: под запретом оказались сочинения «Апология, или Защищение ордена Вольных каменщиков» и «Парацельса Химическая Псалтирь».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Диктатура и женские форумы: как жительницы Латинской Америки боролись за свои права Диктатура и женские форумы: как жительницы Латинской Америки боролись за свои права

Как латиноамериканки прошлого боролись за гендерное равенство

Forbes
5 вещей, которые не делают люди с высокой самооценкой, — проверь себя 5 вещей, которые не делают люди с высокой самооценкой, — проверь себя

Низкая самооценка способна отравить человеку жизнь. Как не надо делать?

Maxim
Бесстрашная: как Энни Кенни добивалась равноправия, несмотря на аресты и пытки Бесстрашная: как Энни Кенни добивалась равноправия, несмотря на аресты и пытки

Энни Кенни продолжала бороться за политические права женщин даже после пыток

Forbes
Никаких кубиков на животе: каких мужчин считали красивыми на Руси Никаких кубиков на животе: каких мужчин считали красивыми на Руси

Что имели в виду наши «прапра», когда говорили: «Красивый парень!»

VOICE
От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад

Оригинальные проекты, переосмысливающие классические сказки в неожиданном ключе

Правила жизни
Болота были традиционным местом упокоения жителей Северной Европы на протяжении почти 7000 лет Болота были традиционным местом упокоения жителей Северной Европы на протяжении почти 7000 лет

Людей хоронили в болотах около 7000 лет

ТехИнсайдер
Режиссер Олег Трофим — о комиксах, «Майоре Громе», Петербурге и 90-х Режиссер Олег Трофим — о комиксах, «Майоре Громе», Петербурге и 90-х

Олег Трофим — о жанре кинокомикса, а также о том, каким бывает Петербург

РБК
Рецепт убийства: как Агата Кристи стала пионером криминалистики Рецепт убийства: как Агата Кристи стала пионером криминалистики

Отрывок из книги «Рецепт убийства» взгляд судмедэксперта на книги Агаты Кристи

Forbes
Сильная и созависимая женщина. Почему алкоголизм мужа всегда сигнализирует о созависимости у жены Сильная и созависимая женщина. Почему алкоголизм мужа всегда сигнализирует о созависимости у жены

История героини, которая лечится от созависимости и комментарий психолога

СНОБ
Красноречив как Цицерон: как научиться выступать публично Красноречив как Цицерон: как научиться выступать публично

Какие приемы помогут покорить любую аудиторию?

Правила жизни
Топ-10 лучших бизнес-книг 2022 года для предпринимателей: выбор Forbes Топ-10 лучших бизнес-книг 2022 года для предпринимателей: выбор Forbes

Бизнес-книги, которые помогут расширить кругозор и научиться принимать решения

Forbes
Почему ставить цели вредно: 3 главные причины Почему ставить цели вредно: 3 главные причины

Как научиться правильно планировать, чтобы не потерять мотивацию?

Psychologies
Все дело в пятке: за что мода полюбила мюли? Все дело в пятке: за что мода полюбила мюли?

Почему все полюбили расслабленную обувь без задника?

Правила жизни
Главный архитектор Москвы восстановит Анненкирхе в Петербурге Главный архитектор Москвы восстановит Анненкирхе в Петербурге

Как Сергей Кузнецов решил заняться восстановлением Анненкирхе в Петербурге

Собака.ru
Что нужно знать о чебуреках и где это восточное блюдо подают с красной икрой Что нужно знать о чебуреках и где это восточное блюдо подают с красной икрой

Почему многие думают, что чебурек должен быть только с мясом?

СНОБ
Как подтянуть фигуру к весне: 5 уникальных упражнений для дома — справится любая! Как подтянуть фигуру к весне: 5 уникальных упражнений для дома — справится любая!

Лови крутую программу тренировок для встречи весны во всеоружии

VOICE
Секс как антистресс Секс как антистресс

Секс может снижать уровень стресса в организме

Лиза
Незаправляемый: каким оказался электромобиль «Москвич 3е» Незаправляемый: каким оказался электромобиль «Москвич 3е»

Чем электромобиль «Москвич 3е» отличается от бензинового и на что способен

РБК
Основатель бренда «Инженер Гарин» — о культуре ношения головных уборов Основатель бренда «Инженер Гарин» — о культуре ношения головных уборов

Как устроена мастерская бренда «Инженер Гарин» и почему многие избегают шапок

РБК
В Фиванском некрополе обнаружили гробницу членов царской семьи времен XVIII династии В Фиванском некрополе обнаружили гробницу членов царской семьи времен XVIII династии

Археологи сообщили об открытии в Фиванском некрополе ранее неизвестной гробницы

N+1
Волчица в кашемире: как Дельфина Арно сделала карьеру в Dior и Louis Vuitton Волчица в кашемире: как Дельфина Арно сделала карьеру в Dior и Louis Vuitton

Как складывалась карьера Дельфины Арно

Forbes
33 совета, за которые ты скажешь спасибо (потому что станешь счастливой) 33 совета, за которые ты скажешь спасибо (потому что станешь счастливой)

Поверь нам, эти лайфхаки способны значительно облегчить тебе жизнь

VOICE
Скучные, тягомотные фильмы, почему-то ставшие популярными Скучные, тягомотные фильмы, почему-то ставшие популярными

Девять кинолент, под которые можно заснуть даже после энергетика

Maxim
9 книг, которые помогут чувствовать себя лучше в 2023 году 9 книг, которые помогут чувствовать себя лучше в 2023 году

Несколько книг, которые помогут почувствовать себя более спокойными

Inc.
Искусственная белочная оболочка пениса восстановила эрекцию у свиней Искусственная белочная оболочка пениса восстановила эрекцию у свиней

Исследователи разработали искусственную белочную оболочку полового члена

N+1
Как избавиться от ментальных паразитов: 8 шагов — начните черпать ресурс изнутри Как избавиться от ментальных паразитов: 8 шагов — начните черпать ресурс изнутри

Самые простые способы самопомощи для пополнения жизненных ресурсов

Psychologies
И это всё Якутия! И это всё Якутия!

Говорят, в республике Саха можно отыскать все!

Лиза
Как Шакира: 8 диссов звезд на бывших (и не только) Как Шакира: 8 диссов звезд на бывших (и не только)

Как раненые звезды отвечали бывшим партнерам и родителям в песнях

Правила жизни
«Новые Пацанки»: психологический разбор участниц седьмого сезона «Новые Пацанки»: психологический разбор участниц седьмого сезона

Психолог проекта «Новые Пацанки» — о работе с яркими участницами

Psychologies
Каково это — быть слепоглухим. Монолог американской писательницы Хелен Келлер Каково это — быть слепоглухим. Монолог американской писательницы Хелен Келлер

Хелен Келлер рассказывает, что она услышала в «Девятой симфонии» Бетховена

Правила жизни
Открыть в приложении