Почему в культуре и обществе гендерные стереотипы передаются из поколения в поколение
Иногда кажется, что сколько ни говори о гендерном равенстве, в масштабах всего общества стереотипы не победить. Профессор Российской экономической школы и руководитель проекта в рамках программы Всемирного банка DE JURE Султан Мехмуд объясняет, что мешает распространению прогрессивных взглядов и почему опускать руки нельзя
По данным Всемирного экономического форума, чтобы полностью ликвидировать гендерный разрыв во всем мире, необходимо 132 года кропотливой работы на всех уровнях. Больше века уйдет на то, чтобы закрепить в сознании мужчин простую мысль: необходимо принять равноправие с женщинами как некий базис. Причем если в сфере здравоохранения и образования уже сейчас есть заметные подвижки, то экономическая и политическая роль женщин все еще серьезно страдает из-за мужского «лобби».
Вместе с коллегами — Шахин Насир (Доцент Лахорской школа экономики) и Дэниел Ли Чен (профессор Тулузской школы экономики) — я провел полевое исследование в пакистанскй сети чартерных школ Progressive Education Network. Мы случайным образом отобрали несколько групп учительниц и стали проводить с ними просветительскую работу на тему гендерных проблем и равноправия. Для одних мы провели семинар и показ фильма «Говори» (Bol) о ситуации с правами женщин в современном Пакистане, для других к просмотру фильма добавили учебный курс по гендерным исследованиям. Он продолжался один семестр. Более того, затем этот же курс сами учителя преподавали школьникам (в возрасте от пяти до 12 лет). Мы усложнили эксперимент и разделили учеников на однополые и смешанные группы.
Итоги исследования женщин-учителей были следующими: увеличилось число тех, кто заинтересовался гендерной проблематикой и даже стал активно продвигать идеи равенства, например, писать петиции в парламент Пакистана. Обычно исследователи предполагают, что поощрение более прогрессивных норм не требует особых затрат и не наносит никакого вреда. Однако в нашей работе выявилась и обратная сторона этого процесса — у исследуемых женщин даже спустя год сохранялась повышенная (плюс 10% к среднему уровню) концентрация гормона стресса кортизола в плазме крови. А кроме того — и это еще один негативный эффект — уровень насилия в семье таких прогрессивных учителей увеличился более чем на 10%. Иными словами, последователи новой гендерной традиции «платят» довольно высокую цену — они испытывают внутреннее давление (в виде повышенного кортизола), а также внешнее давление (социальное осуждение, домашнее насилие).
При этом чем больше учителей (в нашем исследовании пороговым значением стало 45%) разделяли принципы гендерного равенства, тем меньше они испытывали стресс по этому поводу и тем больше последователей приобретали. То есть если женщины видели, что их коллеги разделяют идеи равенства, им было проще присоединиться.