Курьерный рост
Как менялся образ курьера в кино и на телевидении
За время карантина и самоизоляции курьеры стали главными людьми — они отважно перемещались по пустынным городам и не давали жизни в них остановиться. Повышение статуса, впрочем, не сказалось на повышении уровня жизни: во время недавней забастовки курьеров выяснилось, что многие из них уже два месяца не получают зарплату, а некоторые вынуждены ночевать на улице. Это странное положение — одновременно и важнейшего участника городской жизни, и ее аутсайдера — всегда наделяло фигуру курьера особой притягательностью. Weekend выяснил, какими изображали курьеров в последние 70 лет и что в разные годы привлекало в них особое внимание.
Курьер как военный герой
«Сумка дипкурьера», режиссер Александр Довженко, 1927
Частично сохранившийся фильм Довженко — беллетризованная история последних дней жизни дипломата Теодора Нетте, участника Гражданской войны на Южном фронте и дипломатического курьера Наркоминдела СССР, убитого в 1926 году в поезде Москва—Рига при перевозке диппочты. Довженко, которому фильм заказали всего через год после убийства Нетте на волне международного скандала (руководство СССР расценило инцидент как политическую провокацию, совершенную белоэмигрантскими кругами, Маяковский тут же написал знаменитое стихотворение «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»), требовалось героизировать Нетте и одновременно вписать образ советского дипкурьера в европейскую кинотрадицию. С обеими задачами он справился: «Сумка дипкурьера», в которой Довженко весьма вольно обращается с историческими фактами, снята в жанре приключенческого триллера, а главный герой, курьер дипломатический службы, доблестно погибающий, защищая государственные тайны,— прототип всех будущих штирлицев, снятый при этом в стилистике немецкого экспрессионизма.
Курьер как перевозчик неизвестного
«Чужой», режиссер Ридли Скотт, 1979
Жанр фантастики в американском кино расцвел во время Холодной войны: фильмы про пришельцев оказались единственной неприкосновенной территорией, где можно было вовсю критиковать внешнюю и внутреннюю политику США. Фигура космического исследователя, а вслед за ним — контрабандиста и курьера, получила в жанре дополнительную символическую нагрузку (вместе с ними ее получили и их «грузы»). Курьеры, практически анонимные агенты неизвестного, незаинтересованные перевозчики, стали универсальной метафорой. В «Чужом» Ридли Скотта команда космического буксира «Ностромо», которая должна была доставить на Землю обогатительный комплекс, предназначенный для переработки руды, а вместо этого привезла смертельную инопланетную тварь, убивающую все на своем пути, стала олицетворением примерно всех проблем англоязычного мира во второй половине ХХ века: посттравматического синдрома у ветеранов Вьетнама, войны в Афганистане и начавшейся спустя три года после премьеры фильма эпидемии ВИЧ в США.
Курьер как наблюдатель распада СССР
«Курьер», режиссер Карен Шахназаров, 1986
Эталонный фильм перестройки, в котором окончательный внутренний распад советского проекта показан глазами как будто бы циничного подростка. Герой в исполнении Федора Дунаевского, курьер редакции журнала «Вопросы познания» Иван Мирошников,— «точка сборки» для общества, которое уже перестало существовать, но еще не знает об этом. Мобильность и возможность войти в любой дом превращают главного героя в идеального свидетеля: он чужой и в редакции, и среди уличной молодежи, и в приличных домах, но оттого лучше видит их жизнь. В странной должности отражается и поколенческий конфликт: старшее поколение видит в ней вызов выстроенному ими обществу, но сам герой, очевидно, не спешит этот вызов бросать.
Курьер как предводитель гражданского сопротивления
«Делай как надо», режиссер Спайк Ли