Евгений Князев всегда недоволен собой

Караван историйЗнаменитости

Евгений Князев: "Я играю чужие жизни"

Внезапно охватила паника - я ничего не помнил! Ни текста, ни что нужно делать. В ужасе поворачиваюсь к Этушу и Казанской и спрашиваю: "Какая у меня первая фраза?" Понял: моя карьера закончилась.

Алла Занимонец

Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евгения Вахтангова

вгений Владимирович, 2022 год для вас по многим пунктам юбилейный...

— Что вы имеете в виду? Театр Вахтангова в этом сезоне отмечал свое столетие, вроде бы других значимых дат нет.

— Смотрите, сорок пять лет со дня вашего поступления в Щукинское училище, сорок — вы в труппе прославленного театра, двадцать — ректор своей же альма-матер.

— О, правда. Поймали! Хотя ректором меня выбрали в 2003-м, значит неполные двадцать. Неужели столько времени пролетело?

Театр имени Евгения Вахтангова в этом сезоне отметил столетие. Фото: A. Savin (Wikicommons)

Боже мой, сорок лет в театре... Такая долгая жизнь. Если вспомнить самого себя сорокалетним, то уже тогда произошло много событий... Уже были звания, роли. Столько воспоминаний нахлынуло — и хороших, и плохих. Конечно, Театр Вахтангова — это желаемая цель каждого ученика щукинской школы, и всем хочется туда попасть. Я не исключение. Если бы не взяли, согласился бы на любой другой театр Москвы и даже поехал бы в другой город. Амбиции касались того, чтобы вообще выходить на сцену. Наверное, кто-то из читателей скажет: кокетство, спустя сорок лет можно декларировать все что угодно. Но правда в том, что я действительно поехал бы в любой театр страны, где предложили бы работу. Потому что для артиста важно состояться.

В 1982 году, когда окончил Щукинское, еще было распределение. И все же большинство выпускников мечтало поступить на службу в Театр Вахтангова. И так до сих пор. Сейчас особенно, потому что наш театр находится на высшей планке театрального существования благодаря режиссеру Римасу Туминасу и тем спектаклям, которые идут на сцене. Каждый — на волнующие темы, о чести, достоинстве. «Война и мир», например, о порядочности и о выборе, который каждый совершает ежечасно. Постановка о том, что такое мир в человеке и что такое в нем же война. Каждый из нас думает о том, что происходит в мире, в стране, что будет с ним, с его семьей, каждый постоянно делает свой выбор, обретает позицию. Можно принимать или отрицать события дня, но не думать о них невозможно. Спектакль подталкивает к размышлениям.

С Римасом Туминасом. Фото: Дмитрий Дубинский/Пресс-служба Театра им. Евгения Вахтангова

— Вернемся к вашей биографии, Евгений Владимирович. Летом тысячи молодых людей будут демонстрировать таланты приемным комиссиям театральных вузов. Им будет полезно узнать, с чем сталкивается на практике молодой актер, насколько быстро реализовываются его великие амбиции. Как получилось у вас?

— Когда мы оканчивали институт, было огромное желание играть, как я уже сказал. Конечно, большие роли. Хотелось, безусловно, чтобы на тебя обратили внимание. Мы с дипломами в карманах пришли в театр с уверенностью, что нас все тут ждут. А выяснилось, что нет...

Стали играть в массовке, роли в детских спектаклях, на главные никто никого не звал. Правда со мной получилось немного иначе. Евгений Рубенович Симонов предложил репетировать в пьесе «Три возраста Казановы». Это была его собственная композиция по пьесам Марины Цветаевой. Именно по этому поводу он и пригласил меня в труппу. Евгений Рубенович был у нас в Щукинском руководителем режиссерской группы. Мы, актеры, учились параллельно, и однажды он случайно увидел меня в работе. Когда ставили старую американскую пьесу про репортеров, позвали заменить однокурсника, который должен был ненадолго уехать. Думали, что я порепетирую немного, чтобы не останавливать процесс, а потом тот вернется и продолжит. Симонову требовался взрослый парень, а я к тому моменту уже окончил политехнический институт и был на актерском курсе самым старшим.

Всю неделю, пока не было другого исполнителя, я репетировал. А когда Миша вернулся, Симонов не захотел меня отпускать и оставил на этой роли. Я выпустил спектакль и играл его как дипломный.

Уже после этой работы Евгений Рубенович предложил попробовать репетировать Казанову в «Приключении» Цветаевой. Мы начали, а потом все заглохло, но меня все же пригласили в театр. Я начал играть в детских постановках, участвовал практически во всех массовых сценах. Дальше меня совершенно случайно ввели на главную роль Вельзевула в «Мистерии Буфф», спектакль оказался для меня шоковым.

— А что случилось?

— Театр отправился на гастроли в Томск, и вдруг что-то сломалось в репертуаре: кто-то не прилетел, кто-то улетел, нужно ставить замену. Единственная наименьшая потеря — «Мистерия Буфф», но не было актера Николая Тимофеева, он где-то снимался. И тогда Симонов решил ввести меня. Я выучил текст, саму роль, мне показали мизансцены, но не в декорациях, а на пустой сцене. Партнеры, которых вызывали на репетицию, были в обычных костюмах. Наступил день спектакля, я в первый раз увидел декорацию, удивился тому, что задействован не один пианист, а целый оркестр. И вместо коллег-артистов вокруг — загримированные люди в костюмах, которые играли уже по-настоящему. Меня внезапно охватила паника — я ничего не помнил! Ни текста, ни что нужно делать. В ужасе поворачиваюсь к Этушу и Казанской и спрашиваю:

— Какая у меня первая фраза?

Они подсказали, а Этуш добавил:

— Либо сейчас на сцене вспомнишь все, либо уже ничего не скажешь.

Мне досталось второе: я действительно ничего не сказал от страха и после первой же сцены убежал. Понял, что моя карьера закончилась. Спрятался в кулисах, думал, что ночью зайду в гостиницу, заберу вещи и уеду в Москву. Но меня нашел педагог нашего училища Владимир Иванов, сказал, что у меня еще одна сцена и я обязан выйти. Как бы ни хотелось сбежать, взял себя в руки, вышел. Интересно, что почему-то страх и паника исчезли — возможно потому, что мне было все равно. А на следующий день собрался худсовет. Симонов так ругался, так кричал... А я стоял за дверью и слушал, что это безобразие, молодой артист даже не смог выучить текст!

Ему возражали: «Подождите, у артиста шок, нужно помочь. Если сейчас его уволим, случится катастрофа, это погубит его навсегда. Вы должны дать ему сыграть следующий спектакль, все будет нормально». И Евгений Рубенович, ужасно ругаясь, все же сказал: «Евгений, я просто иду навстречу товарищам, даю тебе возможность сыграть еще раз. Но если ты посмеешь опять забыть текст, знай, придется плохо!»

И все получилось: я сыграл и остался в репертуаре. До сих пор благодарен и Иванову, и Этушу за то, что поддержали в ту страшную минуту паники. Это была одна из первых моих главных ролей. Казалось, будет много других, но нет... Распределение получали то Лановой, то Ульянов, то Яковлев, то Шалевич, то Этуш. И с этим нужно было мириться. Я расстраивался, казалось, что все, чему учился, зря и зачем все это вообще нужно. Однажды пожаловался институтскому худруку Людмиле Владимировне Ставской в надежде на сочувствие. В ответ она заметила: «А ты что хотел? В нашем театре такие блистательные артисты! Думаешь, пришел молодой актер Князев, и ему должны открыться все двери? Так не будет».

Я сначала обиделся. А потом понял и принял ее слова: «Театр увидел, что ты ему нужен? Что ты сделал для него?»

— Что первично, что вторично в таком случае? Не дают роли, тогда как покажешь, что ты нужен театру?

— Важно быть полностью вовлеченным в сам процесс, жить театром, а не своей жизнью. Актеры должны служить! Игра в массовках, например, и есть служение. Массовые сцены играют профессиональные артисты, между прочим. Ты же хотел в театр? Вот тебе театр! По моему мнению, еще требуется заслужить право выходить на легендарную сцену. Поэтому нужно не возмущаться, а приготовиться к забегу на длинную дистанцию. Должно хватить дыхания, и, возможно, спустя десять лет на тебя обратят внимание.

Актерская жизнь не такая радужная, как кажется, не все тебе сплошные восторги. Столько мук от неполучения ролей, а затем от того, что, получив, ее нужно сыграть так, чтобы не сказали: ничего ты не можешь, оказывается...

В моей жизни не было периода, когда роли сыпались как манна с неба. Прошло сорок лет, а она до сих пор не сыплется. Получаешь следующую роль, и еще одну, и начинаешь каждый раз будто заново, будто совсем ничего не умеешь и надо пробовать что-то новое. Полагаешься на режиссера, на свой опыт, а в итоге все недовольны — и ты собой, и режиссер тобою. Зритель видит спектакль, который уже сложился, и все закончилось хорошо, даже не представляя, что происходит ДО премьеры.

— О великих вахтанговских стариках — Ульянове, Яковлеве и других — молодые актеры вашего театра рассказывали, что «глыбы» жестко держали дистанцию, с ними невозможно было пересечься. Это так?

— Ну почему, пересекались... Идешь в театре по коридору, здороваешься со всеми, а тебе навстречу — народный депутат СССР Михаил Ульянов. Следом бегут человек пять, что-то на ходу ему говорят, ты вжимаешься в стенку и тихо здороваешься. Хорошо, если Михаил Александрович кивнет. А за ним другой гений — Юрий Яковлев или Василий Лановой куда-то стремительно летит мимо. А ты думаешь: «Боже мой, куда я попал... да мне никогда не оказаться рядом». Но потом и с Лановым, и с Яковлевым играешь в одной постановке. Наше общение началось на уже мной упомянутом спектакле «Три возраста Казановы». Затем и с другими великими актерами сложилось — Борисова, Максакова, Казанская, Волынцев, тот же Ульянов. Плеяда блистательных артистов, и ты среди них, мальчишка! И работа почти на равных.

Когда мы с Юлией Константиновной Борисовой играли «Пристань», она сказала, что не думала обрести нового партнера. «Своими» считала только Ульянова и Ланового, а теперь появился Князев. Вот в таких необычностях — сама жизнь актера.

С Ириной Купченко в спектакле «Пристань». Фото предоставлено пресс-службой Театра им. Евгения Вахтангова

— Евгений Владимирович, для вас театр — место работы или дом родной, где все со всеми дружат?

— Кто дружит? Не знаю таких случаев. Театр — место, где мы вместе работаем. В тот период, когда собираемся на репетиции какого-то проекта, видимся чаще, сидим вместе за столом в нашем буфете, разговариваем. Контакт налаживается на определенный период, а потом начинается другая работа. То ты сидел на обеде с одними коллегами, теперь — с другими, но это не имеет никакого отношения к дружбе. Случаев, когда актеры становились бы настоящими друзьями, общались в свободное время, вместе выпивали бы, мало. В театре все-таки всегда сталкиваются амбиции, а дружба предполагает существование на равных, когда и слово «зависть» следует убрать. Но это невозможно, потому что один играет много, а другой не очень, первому неудобно разговаривать о своих ролях, а второму тоже неудобно, потому что у него их нет.

Вообще, артисты не любят о себе рассказывать, никто особенно не впускает других на личную территорию. Если спросите, что у меня самого есть сокровенного, отвечу — семья, дети. Дома меня ждут, там я нужен по-настоящему, там меня любят, и это я хочу сберечь. Будет совершенной глупостью заявить, что моя жизнь — театр, что принес жертву ему на служение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Об Олеге Ефремове можно рассказывать бесконечно

Караван историй
Тело — это просто тело: что такое бодипозитив и бодинейтральность Тело — это просто тело: что такое бодипозитив и бодинейтральность

Отрывок из книги «Мудрость тела» Хиллари Л. МакБрайд

Forbes
Артем Михалков. Что такое хорошо и что такое плохо Артем Михалков. Что такое хорошо и что такое плохо

В детстве плохо понимаешь, какой это адский труд — растить троих детей

Караван историй
Не смотри, если хочешь уснуть: 5 самых жутких картин в истории искусства Не смотри, если хочешь уснуть: 5 самых жутких картин в истории искусства

У тебя устойчивая психика? Тогда смотри на эти картины!

VOICE
Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
Кто делает науку в эпохи перемен Кто делает науку в эпохи перемен

Исторические кризисы могут стимулировать развитие науки и университетов

Эксперт
Развод по-русски Развод по-русски

9 способов не остаться без штанов после развода

Лиза
Наперекор науке: как воспитанные в США и Корее близняшки удивили ученых Наперекор науке: как воспитанные в США и Корее близняшки удивили ученых

Психологи исследовали новую историю воссоединения родных сестер-близняшек

Вокруг света
Ирина Понаровская. Возвращение Ирина Понаровская. Возвращение

Интервью с Ириной Понаровской

Караван историй
Судьба палача: как сложилась жизнь Тоньки-пулеметчицы после Второй Мировой, и кто ее сдал Судьба палача: как сложилась жизнь Тоньки-пулеметчицы после Второй Мировой, и кто ее сдал

Антонина Макарова получила славу женщины-палача

ТехИнсайдер
Дарья Мельникова: «Я мечтаю обрести равновесие» Дарья Мельникова: «Я мечтаю обрести равновесие»

Придумщица и бунтарка, мама двух сыновей, жена и актриса

Psychologies
Что бесит и радует в новых странах: Латвия, Нидерланды, Германия, Кипр, Канада Что бесит и радует в новых странах: Латвия, Нидерланды, Германия, Кипр, Канада

Релоканты рассказывают, что им нравится в новых странах, а что — нет

VC.RU
Скрытные и замкнутые: как в СССР определяли детей с половыми отклонениями Скрытные и замкнутые: как в СССР определяли детей с половыми отклонениями

Был период, когда в СССР вопросам полового развития уделяли много внимания

VOICE
Идеальный овал: 5 лучших способов убрать щеки Идеальный овал: 5 лучших способов убрать щеки

Не хочешь быть «луноликой»?

VOICE
Государева дорога Государева дорога

«Государева дорога» — маршрут, связанный с историей царской России

Отдых в России
Названы 5 тайн Вселенной, которые человечеству еще предстоит разгадать Названы 5 тайн Вселенной, которые человечеству еще предстоит разгадать

Ученые до сих пор не знают ответов на многие фундаментальные вопросы

Вокруг света
Как выбрать одежду и экипировку для летних пробежек Как выбрать одежду и экипировку для летних пробежек

Как сделать пробежки в жаркое время года удобными и безопасными

Maxim
Критика патриархата по-модному. О российском сериале «Домашнее поле» Критика патриархата по-модному. О российском сериале «Домашнее поле»

«Домашнее поле» — понимания темы и профессионализма может быть недостаточно

СНОБ
Топ-3 фильмов про космос с самыми реалистичными законами физики Топ-3 фильмов про космос с самыми реалистичными законами физики

Любите фильмы про космос? А знаете про их "ляпы", противоречащие законам физики?

ТехИнсайдер
Ничего лишнего Ничего лишнего

Маруся Фомина — о характере и профессии актрисы

OK!
База тренера База тренера

Как отличить коуча здорового человека от коуча курильщика?

Собака.ru
Мукой обсыпались? Звезды, которых подвела пудра и вспышка — фото вблизи Мукой обсыпались? Звезды, которых подвела пудра и вспышка — фото вблизи

Вспышка фотокамер может сыграть с макияжем злую шутку

VOICE
Почему леса в Сибири и Калифорнии горят каждый год и будут продолжать гореть Почему леса в Сибири и Калифорнии горят каждый год и будут продолжать гореть

Почему лесные пожары происходят с печальной регулярностью?

Forbes
Круглые города оказались подвержены осадкам сильнее квадратных и треугольных Круглые города оказались подвержены осадкам сильнее квадратных и треугольных

Ученые смоделировали влияние формы города на частоту и интенсивность осадков

N+1
На двух колесах: сколько стоит аренда самоката в Москве На двух колесах: сколько стоит аренда самоката в Москве

Какой из множества сервисов поминутной аренды самокатов предпочесть

CHIP
О сложных чувствах, повторном браке и потере ребенка: 7 психологических книг О сложных чувствах, повторном браке и потере ребенка: 7 психологических книг

Подборка книг, которая поможет справиться с трудностями бережнее и эффективнее

Psychologies
Как в России ловят свет Как в России ловят свет

Как компания «Сконтел» стала одним из мировых лидеров в квантовых технологиях

Эксперт
Как правильно худеть к лету: 6 советов эндокринолога Как правильно худеть к лету: 6 советов эндокринолога

Как привести себя в форму с пользой для здоровья? Рассказывает эндокринолог

Psychologies
Почему мы так плохо помним наше детство? Почему мы так плохо помним наше детство?

Почему у большинства людей нет никаких воспоминаний о первых 3-4 годах жизни

Популярная механика
Наши любимые звери: чему они учат нас Наши любимые звери: чему они учат нас

Смыслы самой нежной и чистой звериной привязанности

Psychologies
Открыть в приложении