Оба нано: история двух создателей батарей для электрокаров — с началом в одно время и очень разными концами
Два проекта запустились в один год, в одной и той же сфере. Первый на старте получил $460 млн финансирования, готовые технологии, новый завод и рынок сбыта, у второго не было ничего. Кто окажется успешнее через 11 лет?
Если думаете, что это вопрос с подвохом, так оно и есть. Журналист и автор Telegram-канала The Edinorog Дмитрий Филонов рассказывает об очень разных судьбах российского «Лиотеха» и американской Sila Nanotechnologies, которые запустились в 2011 году и собирались работать на взлетавшем тогда рынке аккумуляторов для электрокаров.
По итогам 2021 года в мире было продано около 6,5 млн электромобилей, подсчитали аналитики Canalys. В масштабах всего автомобильного рынка это пока не очень много — около 9% от всех проданных авто.
Зато продажи электромобилей в 2021 году выросли на 109%, а вот обычных — только на 4%. При этом важная часть любого электромобиля — батареи. Они влияют как на дальность хода, так и на стоимость самого авто. Например, стоимость Tesla Model S начинается от $100 тысяч, а батарея для неё обойдется в $13-15 тысяч.
И среди производителей аккумуляторов тоже идет борьба за рынок, как и среди автопроизводителей. Та же Tesla использовала батареи и от Panasonic, и от LG, а в прошлом году договорилась и с китайской Eve. При этом компания работает и над собственным производством.
Сейчас 60% рынка делят три производителя — китайский CATL (32,6%), корейская LG Energy Solution (20,3%), японская Panasonic (12,2%). При этом весь рынок, по оценке SNE Research, в 2021 году удвоился в размере.
В общем, если посмотреть ретроспективно, заняться аккумуляторами для электромобилей ещё в 2011 году выглядит вполне разумной идеей. В тот момент рынок еще не был таким большим, но уже были гибридные авто (та же Toyota Prius), Tesla уже вышла на биржу, в Китае стали субсидировать продажи электрокаров.
Наш нано: «Лиотех»
Идея запустить производство литий-ионных аккумуляторов в России появилась даже раньше, в 2009 году, когда китайская компания Thunder Sky вышла на «Роснано». У китайцев была своя технология и патенты на выпуск аккумуляторных батарей для электрического транспорта. И они хотели расширить производство, но для этого нужны были инвестиции.
Проект оказался интересен «Роснано», тем более у неё были средства на создание российского производства. Его так и назвали — «Российский завод Thunder Sky». Правда, в России он больше известен как «Литий-ионные технологии» («Лиотех»).
Проект развивался довольно быстро. Как вспоминает первый генеральный директор «Лиотеха» Александр Ерохин, в августе 2009 года проект прошел научно-технический совет «Роснано», затем был разработан бизнес-план, а в декабре того же года проект был утвержден наблюдательным советом «Роснано». В феврале 2010 года была учреждена проектная компания «Лиотех».
Завод решили строить в Новосибирске. Во-первых, там же расположен входящий в «Росатом» Новосибирский завод химконцентратов, у которого есть экспертиза по работе с литиевыми компонентами. Во-вторых, Новосибирск — большой транспортный узел с удобным географическим положением. В-третьих, рядом есть Академгородок с его учеными, объяснял Ерохин.
Новый проект Thunder Sky и «Роснано» поделили почти поровну, но китайская компания оказалась чуть главнее — 50,0001% против 49,9999%. Инвестиции были равными — по 2,24 млрд рублей.
Правда, «Роснано» всю сумму дал деньгами, а Thunder Sky часть суммы (640 млн рублей) в виде десятилетней лицензии на свою технологию производства батарей. Но затем «Роснано» дал заём на 5,5 млрд рублей, потом еще один кредит под обязательства «Роснано» выдал «Сбербанк» — на 3,5 млрд рублей.
Общая стоимость проекта составила 13,9 млрд рублей или около $460 млн по тогдашнему курсу.
Сумма немаленькая, но и проект амбициозный. Тогдашний глава «Роснано» Анатолий Чубайс предсказывал, что уже в 2012 году объем выпускаемой продукции будет составлять 9-10 млрд рублей. А к 2015 году, обещал Чубайс, выручка завода достигнет 35-40 млрд рублей.
Со сбытом проблем не должно было быть — 80% произведенных аккумуляторов планировали отправлять в Китай, говорил все тот же гендиректор «Лиотеха» Ерохин.
В декабре 2011 года завод «Лиотех» в Новосибирске был официально открыт — его первую очередь построили за рекордные 18 месяцев.
Их нано: Sila Nanotechnologies
Евгений (Джин) Бердичевский оказался в США еще ребенком, в 1992 году. Ему было девять, когда родители эмигрировали в США. Сначала семья жила в Севастополе — отец и мать были инженерами и занимались подводными лодками. Из Севастополя семья переехала в Мурманск, из Мурманска — в Санкт-Петербург, а уже оттуда — в Штаты.
Его отец стал программистом и запустил собственный небольшой бизнес. Сын тоже стал инженером: он попал в Стэнфорд, там увлекся машиностроением и участвовал в проекте по созданию автомобиля на солнечных батареях.
После университета Бердичевский оказался в Tesla — став седьмым сотрудником тогда еще никому не известной компании, просто очередного стартапа, который хотел сделать электромобиль. Там он занялся архитектурой аккумуляторных систем.