Ледяная лаборатория
Осенью 2022 года в свой первый поход отправится новейшая ледостойкая платформа «Северный полюс». Уникальное судно позволит ученым месяцами дрейфовать во льдах, исследуя Арктику «изнутри». А пока мы посетили стройку на Адмиралтейских верфях и поговорили с исследователями-полярниками, которые задумали проект и уже готовятся к экспедициям.
Сто лет назад Арктика и Антарктика были столь же недоступны, как и космос: там не ступала нога человека. Суровые полярные регионы оставались непокоренным фронтиром, на котором пробовали свои силы инженеры и мечтатели, ученые и первопроходцы, осваивавшие холодную «макушку» планеты. И первая космическая станция на орбите в 1960-х, и первая дрейфующая научная станция вблизи Северного полюса стали советскими. С 1937 года состоялось уже более 40 подобных экспедиций, а поход «Северный полюс – 22» оказался рекордным: лагерь непрерывно работал на протяжении девяти лет, продвинувшись за это время более чем на 17 тыс. км.
В последний раз исследователи дрейфовали на льду в 2015 году, всего один сезон. И нельзя сказать, что их задача была менее опасной, чем у участников «Северного полюса – 1». Современный транспорт, снабжение и оборудование – все это, конечно, сделало пребывание ученых в Арктике намного комфортнее. Однако ситуацию усложнил климат: из-за глобального потепления полярные льды стали слишком ненадежными. Экспедицию «Северный полюс – 40» в 2013-м пришлось срочно эвакуировать, а вскоре от традиционных станций и вовсе отказались.
Частично с функциями таких платформ справляются автоматы, которые самостоятельно дрейфуют в океане, ведя метеорологический мониторинг. Кроме того, за Арктикой сегодня наблюдают спутники и авиация, в том числе беспилотники. «Однако в ряде случаев для составления качественных прогнозов необходимы именно постоянные данные. А уж взять физические пробы или провести натурные эксперименты со спутника или вертолета просто невозможно, – рассказывает директор Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ) Александр Макаров. – Конечно, существуют еще ледоколы и суда ледового класса. Но для них это непрофильное занятие: в силу особенностей конструкции туда нельзя погрузить достаточно оборудования и лабораторий, комфортно разместить членов экспедиции. Да и предназначены они не дрейфовать во льдах, а пробиваться через них».
Форма яйца. Подходящий для дрейфа вариант известен с незапамятных времен. По некоторым данным, плоскодонные округлые суда, на которых ходили викинги и русские поморы, позволяли зимовать на севере. При небольшой осадке они не сжимались, а выталкивались замерзающими льдами и могли дрейфовать в них, пока весна не откроет свободный путь. Этот принцип использовал и Фритьоф Нансен при постройке деревянной шхуны «Фрам», которая в конце XIX – начале XX века поучаствовала в нескольких экспедициях в Арктику и Антарктику и благополучно дрейфовала, вмораживаясь в толстый паковый лед холодных морей.