Белое пальто социализма
Британская комедия «Человек в белом костюме» как зеркало неудачных реформ
В специальной кинопрограмме, сопровождающей выставку «На языке правил и исключений. Наука и искусство», организованной Еврейским музеем и центром толерантности совместно с Политехническим музеем, покажут классическую британскую комедию Александра Маккендрика «Человек в белом костюме» 1951 года. По просьбе Weekend куратор кинопрограммы Егор Сенников объясняет, как в фильме отразились проблемы послевоенного британского общества и зачем смотреть этот фильм сегодня.
Чудаковатый, но обаятельный ученый-химик Сидни Стрэттон (Алек Гиннесс) создает совершенно новую ткань, которая не пачкается, не рвется, не мнется и, кажется, вовсе не имеет износа. А еще она не поддается окраске, и поэтому все вещи, сделанные из нее, буквально сияют белым. Однако это чудесное изобретение в итоге не нравится никому: крупные производители ткани понимают, что новый материал лишит их оборотов, а рабочие на фабриках боятся сокращений. Таков сюжет ироничной британской комедии «Человек в белом костюме», сделанной на студии Ealing в 1951 году.
Место действия «Человека в белом костюме» — послевоенная Британия. Буквально только что в Соединенном Королевстве была создана национальная система здравоохранения, национализированы железные дороги, угольная промышленность и значительная часть энергосистемы. Все это стало возможным благодаря победе лейбористов на парламентских выборах 1945 года: лидер партии премьер-министр Клемент Эттли обещал построить «сияющий град на холме» — идейной основой для этих планов послужил доклад лейбориста Уильяма Бевериджа, написанный в 1942 году и описывавший принципы, по которым можно строить социальное государство в Британии.