Американский космизм
В США показывают самое большое в мире произведение современного искусства
В сентябре в пустыне Невада открывается для публики «Город» Майкла Хайзера, самое масштабное и самое долго создававшееся произведение в истории ленд-арта — художник работал над ним полвека. Пускать будут не более шести человек в день и только при хорошей погоде, все сеансы на 2022 год уже зарезервированы.
В «Город» будут пускать днем, при ярком солнечном свете, когда благородная простота и спокойное величие его абстрактной геометрии, четкость линий бордюров, отделяющих одну плоскость от другой, и глубина теней, отброшенных немногочисленными сооружениями, достигают максимальной выразительности. На ослепительном солнце «Город» кажется элегантным гибридом древности и хайтека, как будто бы здесь поработали зодчие Чичен-Ицы, приглашенные спроектировать опоры и развязки для каких-то циклопических хайвеев. Никаких экскурсий не предусмотрено, никаких маршрутов не проложено — зритель остается в полном одиночестве и предоставлен самому себе. Может воображать себя последним человеком, оставшимся на Земле после ядерной войны, или же астронавтом, совершившим посадку на космодроме далекой планеты. Критики, допущенные в «Город» накануне открытия, дружно вспоминали про ранние эпизоды «Звездных войн» и «Дюну» Дэвида Линча.
«Город» считается самым большим произведением современного искусства: весь комплекс представляет собой гигантскую рану на теле пустыни, 2 километра в длину, полкилометра в ширину. Впрочем, Майклу Хайзеру вряд ли понравилась бы метафора раны. «Город» выстроен из того, что дает пустыня,— из камня, глины, песка, спрессованной земли, да и бетон, в сущности, материал природный. Но дело даже не в этом. В 2015 году прилегающую к «Городу» часть Невады — территорию площадью 704 тыс. акров — объявили заповедной зоной, Basin and Range National Monument, исключенной из планов экономического освоения региона. И это была великая победа художника и основанного им в 1998 году Triple Aught Foundation, владельца и управляющей компании «Города».
Хайзер начал работать над своим opus magnum в 1970 году, выкупая землю в глухой, нетронутой части Невады участок за участком, однако вскоре возник большой федеральный план по освоению этой территории: в окрестностях «Города» собирались построить железную дорогу для того, чтобы доставлять ядерные отходы в репозиторий Юкка-Маунтин. Triple Aught Foundation, в правление которого вошли тузы арт-мира вроде директоров MoMA и LACMA, не только помог художнику собрать деньги на завершение работы («Город» обошелся в $40 млн), но и включился в его экологическую борьбу, и хотя сражения экологов с проектом репозитория продолжаются по сей день, большой кусок Невады, ставший благодаря Хайзеру