Выйти из тени отца: как режиссер София Коппола обрела собственный голос
В мировой прокат выходит драма «Присцилла» Софии Копполы. Режиссер и обладательница «Оскара» за оригинальный сценарий стала одним из главных женских голосов кино 2000-х и сейчас продолжает снимать картины о взрослении и сестринстве. Forbes Woman рассказывает о творческом пути постановщицы, которой удалось выйти из тени знаменитого отца-режиссера и найти свой авторский стиль
Не идти по стопам отца
София Коппола родилась в Нью-Йорке в семье знаменитого режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, снявшего трилогию «Крестный отец» (1972, 1974, 1990). Детство и юность она провела на съемочных площадках. Ее первое воспоминание — непроходимые джунгли на Филиппинах, служившие основной локацией для антивоенного фильма «Апокалипсис сегодня» (1979).
Маленькая София не просто наблюдала за работой отца-кинематографиста, но и играла в его же фильмах. Она появилась во второстепенных ролях как минимум в шести картинах режиссера. Ее актерским дебютом стала роль младенца в сцене крещения в «Крестном отце». Затем Коппола мелькала в «Изгоях» (1983), «Бойцовской рыбке» (1983), «Клубе «Коттон» (1984) и «Пегги Сью вышла замуж» (1986). Однако прославилась София благодаря роли дочери Майкла Корлеоне Мэри в «Крестном отце 3».
Впрочем, после премьеры Копполу сильно критиковали, говоря, что ее актерская игра испортила весь фильм. Сейчас она вспоминает об этом, как о самом неприятном периоде в своей жизни, признаваясь, что ей все еще тяжело смотреть на себя 18-летнюю. Коппола оставила актерскую карьеру после выхода очередной части культовой саги Джорджа Лукаса «Звездные войны» — «Эпизод 1: Скрытая угроза» (1999), где она исполнила небольшую роль.
София совмещала съемки с учебой в Калифорнийском институте искусств (который так и не окончила) и работой — моделью (ее фотографии можно было увидеть в журналах для девочек-подростков), художником по костюмам в кино и дизайнером одежды для бренда Milk Fed. Забросив учебу, свободное время София уделяла фотографии. Она не расставалась с камерой и снимала все, что вызывало у нее трепет, — от пейзажей Северной Калифорнии, где она выросла, до стаек беспечных подростков на улицах. «Мне было за 20, и я чувствовала, что у меня есть свобода делать все, что хочешь», — делится Коппола.
Позже любовь к фотографии повлияет на то, как она будет выстраивать кадр и общую стилистику своих фильмов, — сейчас, прежде чем приступить к съемочному процессу, Коппола всегда готовит мудборд с вырезками из глянцевых журналов. А модельерский опыт пригодится при тщательной проработке внешнего облика персонажей. Как, например, в фильме «Мария-Антуанетта» (2006), героиня которого большую часть времени носит платья пастельных цветов, но ближе к финалу, предвещающему революцию, облачается в почти что траурные сине-черные наряды.
Однако до 27 лет София Коппола подавляла в себе желание снимать кино, потому что не хотела идти по стопам отца и надеялась «найти свой путь». «Я очень гордилась тем, что у меня есть интересы за пределами моей семьи. Все работали в кино, так что это сделало меня менее склонной к этому», — говорит она.
Одиночество и взросление
Дебютной режиссерской работой Софии Копполы стал черно-белый короткометражный фильм «Превзойти звезду» (1998), премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале. Коппола уверяет, что ее первое независимое кино «получилось само собой», ведь отец на всякий случай учил ее основам режиссуры. В 14-минутной картине уже прослеживаются темы, которые в будущем окажутся ключевыми для ее творчества. Короткометражка посвящена школьным будням группы девочек-подростков, чья сплоченность рушится, когда одна из них перестает вписываться в коллектив. Коппола также деконструирует образ «королевы школы»: самая популярная девушка хочет отравить обидевших ее мальчишек крысиным ядом, а когда ее планы становятся достоянием общественности, она задумывается о суициде. О травмирующем опыте взросления режиссер вновь заговорит в «Девственницах-самоубийцах» (1999), а к сюжету об одиночестве в толпе вернется в «Трудностях перевода» (2003) и «Марии-Антуанетте».