Что делать с ботом, который матерится в корпоративном чате?

Правила жизниРепортаж

«Вы бы поставили чип себе в голову?»: круглый стол «Правил жизни» об искусственном интеллекте

Трифон Бебутов

a33c993c7e3600a67637ee44719a3bc2_ce_1840x968x75x559_cropped_1200x630.jpg
«Правила жизни»

Что делать с ботом, который матерится в корпоративном чате? Когда уволят всех копирайтеров? Есть ли будущее у человека как вида, а у бизнеса — выбор? Четверо экспертов обсудили с главным редактором «Правил жизни» Трифоном Бебутовым некоторые из ожидаемых и неожиданных аспектов внезапного вторжения искусственного интеллекта в нашу жизнь.

Трифон Бебутов: Сейчас силен страх перед ИИ, причем как у обычных людей, так и у специалистов. Вопрос к Михаилу: насколько часто люди сейчас приходят с таким запросом?

Михаил Соболев: Тут можно сказать, что на любой подобный феномен всегда бывает две реакции. Либо «ого-го, сейчас заживем, а вся эта фигня будет за нас работать!», либо «ну все, это уничтожит нашу жизнь». То есть либо полное принятие, либо страх. Поэтому приятно видеть, как люди все-таки пытаются новой технологией пользоваться и ищут какие-то разумные способы ее внедрить в свою работу. Со всех сторон говорят, что ИИ — это что-то ужасное, что его нужно ограничить, запретить, что он уничтожит последние остатки «старых добрых» времен. Но на самом деле это просто еще один новый инструмент, который только-только появился и про который еще толком непонятно, как его использовать. Вот в Евросоюзе хотят сейчас ввести ИИ в какие-то правовые рамки. С одной стороны, это разумно, как и с любым другим мощным инструментом: когда бензопилу покупаешь, к ней тоже приложена книжечка с правилами эксплуатации. Но в первую очередь надо понять, что это за феномен, какие у него границы возможностей и как с ним жить. Потому что жить с ним все равно придется, хотим мы этого или не хотим.

Сергей Евдокимов: Это как ядерная энергия в свое время — с одной стороны, вещь перспективная, а с другой – вызывает много страхов. Мы не случайно про все это рассуждаем под выход «Оппенгеймера». Та же история – вроде полезная штука, а вроде может снести все человечество к чертовой матери. Я чуть-чуть остановлюсь на использовании ИИ на телевидении. Как все уже знают, нейросети способны синтезировать человеческую речь. Года два уже существуют синтезаторы речи, которые позволяют озвучивать, например, художественные фильмы. На практике это значит, что отмирает профессия актера озвучания. Мы тоже пробовали технологию, но все-таки решили остановиться на человеческом голосе, потому что, ну прямо скажем, на актеров озвучки уходят не какие-то бешеные деньги, а люди должны держаться вместе — по крайней мере пока позволяют обстоятельства. Второй эксперимент — мы попробовали заставить ChatGPT писать рекламные тексты. Выяснилось, что с этой задачей он справляется на уровне среднестатистического копирайтера, что говорит о том, что среднестатистический копирайтер – это теперь тоже профессия вымирающая. Плохо и средне теперь умеет писать даже машина. Хорошо – пока нет. Какого-то особенного креатива или стилистического изящества нейросеть не продемонстрировала. Мы пошли дальше. Мы взяли некоторых людей, которые не поют, у которых нет голоса – например, одну из наших ведущих. Она у нас запела. Мы сейчас разрабатываем телевизионный формат, который на этом построен, — условно говоря, музыкальный ринг XXI века. Там человечество в лице представителей русского шоу-бизнеса будет соревноваться с ИИ — петь, сочинять музыку. Наверное, каждый день вы сталкиваетесь с какими-то видео или треками: Фрэнк Синатра спел Gangsta's Paradise, Егор Летов перепел певицу МакSим и так далее. Это открывает, конечно, большие перспективы. И поднимает много вопросов. Начиная с главного: а что такое, собственно, человек? Его голос ему принадлежит или нет? А внешность? Вот гуляет по сети трек, где Виктор Цой поет песню из фильма «Приключения Электроника», которую при жизни никогда не пел. Тут как с точки зрения авторских прав? Могут ли наследники Цоя претендовать на роялти? А если песню сочинит ChatGPT, роялти кому должны идти? Сейчас многие популярные актеры, блогеры создают банки своих оцифрованных изображений. Кто обладает авторскими правами на них? Тут, конечно, поднимается целый комплекс вопросов, на которые нет никаких ответов. И которые в будущем придется как-то урегулировать.

Михаил: Вот это хороший вопрос. Что из себя представляет человек? Что такое сознание? Со времен Фрейда, когда говорят о сознании, имеют в виду расщепление на собственно рациональное сознание и на субъект бессознательного — того, кто ошибается, шутит, выдает какие-то неожиданные фразы, может быть, даже неожиданные для самого себя. Того, кто говорит и сам не всегда знает, чем закончит фразу. Искусственный интеллект — это, конечно, мастер интерпретаций, мастер коллажей, смешивания чего угодно. Но чего-то нового, прорыва какого-то он не создаст. Не придумает новой метафоры, например.

Сергей: Да. Но у нас в последнее время культура в таком состоянии, что нового как бы и так нет. Все ходят и говорят: где новое, когда настанет новое, когда уже начнется будущее?

Трифон: Вот это хороший момент – нейросеть как инструмент, который сам по себе ничего нового создать не может. Кирилл, скажи как человек, который занимается интеграцией ИИ в очень разные среды: это действительно просто техническое средство, как, например, ручка шариковая, которая в свое время заменила перо? Или он способен на нечто большее?

Кирилл Чирясов: Отличный вопрос. Я, в частности, советник по цифровым технологиям Европейской медиагруппы, это компания, которая управляет разными радиостанциями – «Европа+», «Дорожное радио», «РетроFM» и так далее. Мы дали нашим музыкальным редакторам послушать произведения нейроартистов, причем не каких-то мировых звезд, а просто то, что сами собрали со звукачами, с ребятами, просто протестировали. Ни один музыкальный редактор не смог сказать, что это нейроартист. «О, это классно, фрэш!» Это были произведения на русском, на английском языке. Никто не может отличить нейроартиста от артиста настоящего. Так что я поспорил бы с Михаилом насчет того, что нейросетка не может ничего создать. Одна – может быть, и нет. А какой-то сложный микс из разных специализированных нейросетей, где одна из настроек будет отвечать за новое и неизведанное, накидывать какие-то варианты – такая система, возможно, и создаст.

Сергей: Я тут вижу проблему знаете в чем? Проблема не в том, что ИИ будет мыслить, как человек. Проблема в том, что человек уже мыслит, как ИИ. Сейчас, если глушат навигаторы, у таксистов начинается паника, они не знают, куда ехать. Ротация на радио, плейлисты в музыкальных сервисах формируются вроде бы и под нас, а вроде бы и, наоборот, формируют наш вкус, и в какой-то момент разница просто пропадает. Все стало слишком стандартизировано, все подогнано под формат. Получается, что человек все-таки теряет свою субъектность, хотим мы этого или нет.

Трифон: Я тоже всегда привожу в пример такси. Вроде бы формально лоботомию сделали спутникам, а на деле оказалось, что в каком-то смысле не спутникам, а людям.

Кирилл: На самом деле область применения искусственного интеллекта уже огромная. Зимой, когда OpenAI только открыли доступ к ChatGPT, я показывал эту штуку всем компаниям, с которыми сотрудничаю, и все уже на этапе презентации более-менее понимали, как будут это использовать. Сейчас мы активно внедряем ИИ в производстве креативного контента – SMM, тексты, картинки. Европейской медиагруппе мы под каждый бренд сделали нейросетку, которая понимает стилистику, tone of voice каждой радиостанции, понимает, о каких людях идет речь. В HR мы тоже это внедряем, в анализе анкет соискателей. В юридическом отделе. На западном рынке одно из самых перспективных направлений – это финансовый анализ. Нейросеть лучше человека видит в больших данных паттерны и может предсказывать финансовое поведение пользователя. Например, видно, что человек скоро перестанет быть клиентом или перейдет на другой тариф. ИИ таких выделяет, и дальше с ними уже работает человек. Но самое интересное было, когда мы начали юристам показывать, как с помощью ИИ писать, например, жалобы по стандартной форме. Время написания письма это сокращает кратно. Для HR-отдела мы купили MBTI-модули, которые разработаны в Америке: человек проходит тест, нейросеть смотрит результаты, смотрит анкетные данные, дает рекомендацию, брать или не брать. Мы все это называем сopilot, «второй пилот». Терминология из мира IT, но мы уже почти для всех наших департаментов построили таких вторых пилотов. Это и юристы, и бухгалтерия, и спецпроекты. Есть очень забавные кейсы – когда, например, менеджер по продажам, совсем новичок, при помощи ChatGPT предлагает спецпроекты компаниям уровня МТС, причем накидывает их прямо на встрече. Это занимает три минуты. Девочка ничего сама не знала, не знала индустрию, но накидывала варианты с невероятной скоростью. А запрос был очень простой: используя опыт рекламных кампаний «Каннских львов», придумать рекламную кампанию на радио для телеком-оператора. Немного точечной настройки понадобилось – и все, кейс на 10 млн случился. Причем Midjourney нагенерировала даже визуал. Без ИИ понадобилась бы команда в пять человек. А тут часовая встреча и одна девочка без опыта.

Сергей: На мой взгляд, вы сейчас такую жутковатую ситуацию описываете. Получается, что, если будем прибегать к подобного рода инструментам, мы никогда не получим нового, другого, неформатного, потому что эти нейросети и эти девочки, которые впервые все это видят, будут все время выдавать готовые, проверенные, компромиссные, безопасные, не очень-то и креативные результаты.

Кирилл: А корпоративный бизнес не хочет креативных результатов, тем более сейчас. Клиент все время блефует. Говорит: «Ребята, нам нужна заметная рекламная кампания!» Но не дай бог, чтобы на нее при этом обратили внимание. Если ты делаешь что-то провокационное, с тобой просто прекращают работать. Не время сейчас выделяться.

Сергей: То есть получается, что если человечеству в какой-то момент скажут: «Извините, вы нам больше не нужны», то это значит, что люди сами виноваты – такой у них был запрос на формат, на безопасность, на компромисс?

Трифон: Жень, вопрос про то, что люди не нужны. Какие тренды на рынке труда ты видишь? Начались ли массовые увольнения, которых все боятся? Что происходит? Мы все время говорим про искусственный интеллект так, как будто он сам себя может обслуживать. Но ведь ему нужны операторы?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить

А вы знаете, что у кого должно было зажить и до чьей свадьбы?

ТехИнсайдер
Недозаседавшиеся Недозаседавшиеся

Как российское современное искусство пыталось прикинуться официальным

Weekend
Как самки учат друг друга выбирать Как самки учат друг друга выбирать

Самки животных учатся у других выбирать в качестве партнеров "особенных" самцов

ТехИнсайдер
«Советские ветераны Второй мировой войны: народное движение в авторитарном государстве, 1941-1991» «Советские ветераны Второй мировой войны: народное движение в авторитарном государстве, 1941-1991»

Как бывшие фронтовики боролись с советской бюрократией

N+1
Правило «трех слоев» от стилиста: поможет чувствовать себя комфортно весь день, даже если погода меняется Правило «трех слоев» от стилиста: поможет чувствовать себя комфортно весь день, даже если погода меняется

Выучи классное правило, которым пользуются профессионалы моды

VOICE
Найденный в поле Plymouth 1939 года выпуска, стал великолепным олдтаймером Найденный в поле Plymouth 1939 года выпуска, стал великолепным олдтаймером

Известно ли вам, что Plymouth производил пикапы?

4x4 Club
Конец близок: 3 фантастические книги о глобальных катаклизмах и борьбе человечества за выживание Конец близок: 3 фантастические книги о глобальных катаклизмах и борьбе человечества за выживание

Три книги о возможных сценариях гибели человечества

ТехИнсайдер
Ирина Темичева: «Дима Нагиев говорит: «Ты можешь поступать как угодно, но самое главное, не будь сволочью» Ирина Темичева: «Дима Нагиев говорит: «Ты можешь поступать как угодно, но самое главное, не будь сволочью»

«В 17 лет я поехала, как говорится, покорять Москву»

Караван историй
Усталость, осознанность и поиски вечной любви: какими стали знакомства Усталость, осознанность и поиски вечной любви: какими стали знакомства

Приложения для знакомств часто вызывают расстройства и делают людей заложниками

РБК
Как нашли «Титаник». Почему армия США использовала поиски лайнера для прикрытия секретной миссии Как нашли «Титаник». Почему армия США использовала поиски лайнера для прикрытия секретной миссии

Обнаружение лайнера не была частью научных усилий по поиску потерянного судна

ТехИнсайдер
Искусственный интеллект предсказал будущее мира: 6 важных прогнозов из книги «Этюды черни» Искусственный интеллект предсказал будущее мира: 6 важных прогнозов из книги «Этюды черни»

Прогнозы от искусственного интеллекта, которые помогут разобраться в мире

ТехИнсайдер
Темперамент имеет значение: сильные и слабые стороны меланхолика Темперамент имеет значение: сильные и слабые стороны меланхолика

Кто такие меланхолики?

Psychologies
Как завести машину в мороз: инструкция и советы экспертов Как завести машину в мороз: инструкция и советы экспертов

Зимой многие водители сталкиваются с ситуацией, когда не заводится автомобиль

РБК
Тайны разума: как люди научились сотрудничать Тайны разума: как люди научились сотрудничать

Глава из книги «Неоконченная симфония Дарвина»

Inc.
Звезда по имени Аструм Звезда по имени Аструм

Насколько стиль новых зданий зависит от вкуса и философии владельцев компаний

Robb Report
Эти «полезные» продукты на самом деле вредят нашему здоровью: не ведитесь на уловки маркетологов Эти «полезные» продукты на самом деле вредят нашему здоровью: не ведитесь на уловки маркетологов

Пришло время содрать маску с продуктов, которые прикидываются полезными

ТехИнсайдер
По целому подряду причин: почему IT-аутсорсинг становится в России все популярнее По целому подряду причин: почему IT-аутсорсинг становится в России все популярнее

Пока мировой рынок IT-аутсорсинга демонстрирует весьма умеренный рост

Forbes
Преступление, наказание и похмелье Преступление, наказание и похмелье

Из чего складывается петербургский миф современных российских сериалов

Weekend
5 странных войн, в которых никто не погиб 5 странных войн, в которых никто не погиб

Не все войны были кровопролитными, в некоторых и вовсе никто не погиб!

Maxim
Как избавиться от едкого запаха краски в квартире: 6 проверенных способов Как избавиться от едкого запаха краски в квартире: 6 проверенных способов

Существует целый ряд способов, как устранить запах краски

ТехИнсайдер
Вызывайте математика! Вызывайте математика!

Начинаем разбирать формулы из Quantum Break

N+1
«Падение дома Ашеров»: экранизация Эдгара По с лужами крови и критикой власть имущих «Падение дома Ашеров»: экранизация Эдгара По с лужами крови и критикой власть имущих

О по-своему пугающем и затянувшемся путешествии в мир бездушных «хозяев жизни»

Forbes
Трасса М-7 «Волга»: как ездить и где остановиться для отдыха Трасса М-7 «Волга»: как ездить и где остановиться для отдыха

Где заправиться, что посмотреть на федеральной трассе М-7 «Волга»

РБК
Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе

Постоянная оглядка на «мягкую силу» только закрепляет гендерные стереотипы

Forbes
Российские писатели – Нобелевские лауреаты Российские писатели – Нобелевские лауреаты

Художники слова – Пастернак и Солженицын, Шолохов, Бродский и Бунин

Знание – сила
Коллективизация прошлого Коллективизация прошлого

«Полезное прошлое»: как придумывали историю СССР

Weekend
Мужчина больше не должен: что такое современная маскулинность Мужчина больше не должен: что такое современная маскулинность

Как формировались гендерные роли, что такое токсичная маскулинность?

Psychologies
Антиматерия упала вниз Антиматерия упала вниз

Гравитация Земли притягивает атомы антивещества

N+1
Илья Сачков — про ИИ и конфликт созидательного и разрушительного начал Илья Сачков — про ИИ и конфликт созидательного и разрушительного начал

Возможно ли регулировать развитие и применение ИИ

Forbes
Депрессия: как распознать опасность? Депрессия: как распознать опасность?

Депрессию нельзя недооценивать: затянувшись, она может отнять у нас годы жизни

Psychologies
Открыть в приложении