Магическое мышление: как оно заставляет нас покупать ненужное и верить, что мы можем менять реальность
Магическое мышление может заставить тебя покупать ненужное, верить, что ты можешь влиять на людей и события и воображать, что ты все контролируешь. Как это работает и как не попасться в ловушку?
Как устроен наш мозг
Возможно, мозг кажется тебе инструментом, работающим без ошибок. Это действительно потрясающий, сложнейший механизм. Но он обрабатывает практически бесконечное количество информации — от всех органов чувств, изнутри и снаружи тела, плюс анализирует и делает выводы. Мозг физически не способен воспринять все, что нас окружает, в полном объеме и во всех деталях.
В связи с этим, а еще из-за экономии времени и энергии мозг постоянно совершает системные ошибки мышления — когнитивные искажения. Впервые их описали ученые Даниэль Канеман и Амос Тверски в 1970-х годах, причем Канеман впоследствии получил за это открытие Нобелевскую премию.
Всего есть более 180 эмпирически доказанных когнитивных искажений и большинство из них в той или иной мере проявляются у каждого человека. А ученые продолжают открывать и описывать все новые и новые.
Что такое «магическое мышление»
Это искажение, в результате которого человек верит, что его мысли или поступки могут повлиять на ход событий или на других людей, хотя у него и нет прямого подтверждения этому.
Магическое мышление — эмпирически доказанное когнитивное искажение, а следовательно, оно затрагивает людей любого интеллектуального уровня и даже записных скептиков.
Типичные проявления магического мышления
- Вера в несуществующие или нерациональные связи между определенными действиями и реальными результатами. Например, уверенность, что если ты будешь наступать только на стыки между плитами, то сдашь экзамен.
- Связывание двух событий, не имеющих между собой причинно-следственной связи, как если бы одно событие вызывало другое. Прочитала заговор — выздоровела.
- Интерпретация случайных событий или признаков как предсказаний или предупреждений. Например, если пришлось возвращаться за ключами — пожалуй, не стоит сегодня выходить из дома.
- Интуитивное или эмоциональное принятие решений, в ущерб логическому анализу.
- Предположение, что определенные события или исходы уже заранее установлены — то есть вера в судьбу, которую не изменить.
Магическое мышление и продажи
Магическое мышление всегда очень активно использовалось в продажах.
Первое, на что обращаешь внимание — обещания легких результатов. Это самый простой, но в то же время эффективный метод убедить человека приобрести продукт или услугу. Нам показывают успешные кейсы и, хотя мы не знаем детали и контекст, мы примеряем кейс на себя и верим, что подобный результат ждет и нас.