Выброшенные 100 млрд: что не так с технологией цифрового ТВ, которую Эрнст назвал «трагической ошибкой»
Гендиректор Первого канала Константин Эрнст на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей назвал введение мультиплексов «трагической ошибкой для России». Инфраструктура цифрового ТВ, строительство которой обошлось государству почти в 100 млрд рублей, может оказаться бесполезной
Свое резкое мнение о цифровом ТВ и введении мультиплексов Константин Эрнст высказал на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей 5 ноября. По его мнению, эту технологическую фазу разумнее было пропустить, сосредоточившись на развитии 5G, однако вместо этого была принята совершенно неочевидная идея, которая могла быть пролоббирована определенными группами влияния. На развитие цифрового ТВ было потрачено около 100 млрд руб.
Forbes еще год назад писал о проблемах цифрового ТВ, о которых власти предпочитали умалчивать. С тех пор ситуация только ухудшилась. Официально переход на цифровое ТВ закончился в октябре, хотя изначально планировалось, что он произойдет еще в январе 2019 года. Минкомсвязи несколько раз переносило сроки отключения аналогового сигнала на всей территории РФ. Причины переноса звучали иногда как минимум странно. Например, перенос на октябрь в Минкомсвязи объяснили тем, что в летний сезон многие уезжают на дачу, а там не у всех есть цифровые приставки.
Слишком сложные технологии не работают
Главная проблема, если не вдаваться в технические подробности, в том, что инфраструктура до сих пор толком так и не готова. Государственная Российская телерадиовещательная сеть (РТРС) для перехода на цифровое ТВ построила региональные центры формирования мультиплексов, установила несколько тысяч специальных «оригинальных технических устройств» — реплейсеров и сплайсеров, которые должны обеспечить региональное замещение программ и бесшовную врезку рекламы в поток мультиплекса. Устройства действительно уникальные, аналогов им в мире нет.
Проблема в том, что все это работает кое-как. Сложные технологии, которые буквально пришлось придумывать Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС), чтобы реализовать «неочевидную» (термин Константина Эрнста) концепцию цифрового ТВ, оказались слабым местом всей затеи. Постоянные поломки приводят не только к сбоям в трансляции, рассыпанию ТВ-картинки или трансляции в неправильном формате (детская болезнь, которую в аналоговом эфире победили еще 15 лет назад), но и к тому, что реклама региональных компаний иногда неделями не выходит в эфир. А из-за особенностей рынка рекламодатели не только не могут получить компенсации, но даже далеко не всегда узнают о том, что рекламу, за которую они заплатили миллионы, не увидела огромная часть их целевой аудитории.