Интервью самого нестандартного российского коллектива — musicAeterna

Собака.ruРепортаж

Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса

Оркестр musicAeterna, слева направо, снизу вверх:  1 — Теодор Курентзис, 2 — Федор Чернышов, 3 — Маргарита Галкина, 4 — Анна Комарова, 5 — Павел Курдаков, 6 — Жасулан Абдыкалыков, 7 — Жерар Костес, 8 — Иван Сватковский, 9 — Станислав Авик, 10 — Александр Быков, 11 — Данила Лукьянов, 12 — Данила Янковский, 13 — Никита Ваганов, 14 — Елена Иванова, 15 — Армен Погосян, 16 — Мария Стратанович, 17 — Андрей Ефимовский, 18 — Дмитрий Бородин, 19 — Алексей Никифоров, 20 — Фрол Герасимов, 21 — Артемий Савченко, 22 — Ольга Артюгина, 23 — Дмитрий Чепига, 24 — Мария Зорина, 25 — Анастасия Рыбина, 26 — Леонид Вознесенский, 27 — Талгат Сарсембаев, 28 — Елена Райс, 29 — Екатерина Горелова, 30 — Луиза Минцаева, 31 — Станислав Михайловский, 32 — Мария Окунева, 33 — Кристина Таха, 34 — Владимир Кищенко, 35 — Андрей Салтанов, 36 — Игорь Ахсс, 37 — Раббани Алдангор, 38 — Марина Антонова, 39 — Никита Истомин, 40 — Дилявер Менаметов, 41 — Любовь Лазарева, 42 — Евгения Гранова, 43 — Елена Харитонова, 44 — Дмитрий Клеменок, 45 — Андрей Бараненко, 46 — Мария Сагадиева, 47 — Александр Левко, 48 — Николай Дубровин, 49 — Алексей Сакович, 50 — Анастасия Стрельникова, 51 — Григорий Чекмарев, 52 — Ирина Сопова, 53 — Лев Серов, 54 — Петр Чонкушев, 55 — Айсылу Сайфуллина, 56 — Элина Лебедзе, 57 — Андрей Шинкевич, 58 — Анна Шугалева, 59 — Ольга Чукова, 60 — Динара Муратова, 61 — Роберт Брем, 62 — Андрей Сигеда, 63 — Иван Субботкин, 64 — Александр Котельников, 65 — Владислав Песин, 66 — Мириам Пранди, 67 — Алексей Жилин, 68 — Владимир Словачевский, 69 — Екатерина Романова, 70 — Максим Ходырев, 71 — Вадим Тейфиков, 72 — Никита Макин, 73 — Иван Иванчик, 74 — Павел Степин, 75 — Андрей Росцик, 76 — Андрей Сердюковский, 77 — Наил Бакиев, 78 — Всеволод Гузов, 79 — Александр Прозоров, 80 — Евгений Румянцев

История самого нестандартного, обсуждаемого и модного российского коллектива — экосистемы musicAeterna началась двадцать лет назад, когда Теодор Курентзис, только что возглавивший оркестр Новосибирского театра оперы и балета, собрал кружок молодых и увлеченных музыкантов с целью всего-то изменить восприятие музыки и покорить мир. И то и другое ему удалось. В головокружительной траектории взлета musicAeterna музыка XII века живет с музыкой XXI, Пермь встречается с Зальцбургом, а Петербург, как обычно, смотрит сам на себя из 1990-х в наши дни. Именно в Петербурге — сначала в историческом Доме Радио, а сейчас, на время масштабной реконструкции здания, в метафорическом — оркестр обрел постоянную базу и творческую резиденцию.

Музыкальный критик Екатерина Бирюкова рассказывает историю оркестра musicAeterna и объясняет его феномен.

Сегодня musicAeterna — это целая экосистема. Помимо главных оркестра и хора, она объединяет под своим брендом еще несколько коллективов (греческий ансамбль византийских песнопений, просветительские, образовательные и театральные практики творческой резиденции Дома Радио, танцевальную труппу musicAeterna Dance). А начиналось все с 27 струнников, 27 хоровиков и еще нескольких музыкантов, исповедовавших революционные взгляды на старинную музыку в частности и на искусство в целом. Некоторым еще не исполнилось восемнадцати. Денег было мало, энтузиазма много. Дело происходило в 2004 году в Новосибирске, точнее — в утопических советских пространствах «Сибирского Колизея», одного из огромнейших оперных театров мира, только что обзаведшегося тогда новым главным дирижером Теодором Курентзисом. Харизматичный и амбициозный 32-летний грек, который десятилетие назад приехал из родных Афин учиться к легендарному ленинградскому патриарху-педагогу и теоретику дирижирования 90-летнему Илье Мусину. Курентзис был влюблен в Петербург 1990-х — этим все сказано.

Кабинет маэстро в «Сибирском Колизее» никогда не закрывался. После многочасовых, не признающих никаких современных профсоюзных норм репетиций тут читали стихи, танцевали, смотрели артхаус, медитировали. Нонконформизм, предельный перфекционизм, аура высокого служения и, конечно, избранность — все это уже тогда было перемешано самым фантастическим образом и в остальном музыкантском цеху вызывало одновременно восторг, зависть, раздражение и нескончаемые споры. Из тех времен родом первый хит, который многие готовы были слушать нон-стоп, — выпущенная на лейбле Alpha Classics «Дидона и Эней» Генри Пёрселла, необыкновенно современно, а местами хулигански звучащая опера 1688 года.

Уже тогда сложился безошибочно узнаваемый стиль исполнения: максимальная проговоренность каждой детали, предельная интенсивность, бескомпромиссные контрасты. Нет музыки сложной или скучной; в исполнении musicAeterna любая держит ваше внимание. Нет анонимных музыкантов на сцене; даже в оркестре из ста с лишним человек каждый — солист, каждый выкладывается на максималках. Не случайно с самого начала там поощрялись самостоятельные выступления музыкантов в камерных ансамблях.

Первоначально коллектив проходил скорее по ведомству «исторически информированного исполнительства», призывающего играть старинную музыку сильно иначе, чем учат в консерваториях. Заодно вытаскивали из полутемного гетто сложную современность, которую в консерваториях не преподают вообще. Позднее, по мере увеличения состава оркестра, выяснилось, что золотой канон классической музыки тоже не чужд musicAeterna: с Чайковским, Верди и особенно с Малером им тоже есть о чем поговорить. Создать возможность для диалога не только между разными композиторами, но и музыкальными эпохами, видами искусств и знаний, между сценой и залом — одно из главных умений Курентзиса. Другое, еще более важное — все это перевести в статус ритуала.

В 2011 году начинается «высокий пермский период» команды musicAeterna, частично переехавшей за своим создателем на его новое место работы, в Пермский театр оперы и балета имени Чайковского, и там серьезно доукомплектованной и признанной в итоге самым значимым достижением «пермской культурной революции». Денег стало заметно больше, энтузиазма не убавилось, мода на Курентзиса росла, споры по его поводу не утихали, авиарейсы Москва — Пермь переполнялись богемой, местный, давно существующий при театре «Дягилевский фестиваль» превращался в статусное место для культурного проведения летнего отпуска, ресторанный бизнес хорошел, в честь Курентзиса назывались десерты. А по улицам еще не так давно закрытого для иностранцев города в то время ходили первые лица мировой оперной режиссуры, и Sony Classical со всей своей аппаратурой приезжала в уральские леса записывать оперы Моцарта.

Пермские чудеса казались, да и сегодня кажутся, неправдоподобными. Самые знаменитые из них, конечно, — «Королева индейцев» Пёрселла в постановке Питера Селларса, «Травиата» Верди в постановке Боба Уилсона, «Жанна на костре» Онеггера в постановке Ромео Кастеллуччи, диск The Sound of Light с музыкой Рамо. Но других тоже немало. В их число входят и сверхсложная опера Дмитрия Курляндского «Носферату», написанная по заказу театра и не менее сложно поставленная на его сцене, и симфония Леонида Десятникова «Зима священная 1949 года», исполнение которой Курентзисом можно назвать ее вторым рождением, и сама «Весна священная» Стравинского, запись которой получила премию ECHO Klassik. А запуск «Лаборатории современного зрителя», занимающейся выращиванием осознанной публики, или переход «Дягилевского фестиваля» на круглосуточный режим — с ночными концертами у статуй «пермских богов» в Спасо-Преображенском соборе, ставшем музеем, и встречей рассвета на берегу Камы. Загадочное слово Perm на музыкальной карте Европы быстро становилось чем-то совершенно естественным, сыпались престижные награды, западные гастроли к неудовольствию пермской публики (которая, кстати, становилась все осознаннее) занимали значительное место в рабочем графике коллектива. Наконец, в 2017 году оркестр и хор musicAeterna дебютировали с постановкой оперы Моцарта «Милосердие Тита» и большой концертной программой в священном Зальцбурге — и он рукоплескал стоя.

Сезон 2019/2020 года они открыли уже в качестве петербургского коллектива, пустившегося в рискованное негосударственное плавание — довольно уникальный случай для российской культурной традиции. В Перми за ними остался «Дягилевский фестиваль», в рамках креативной ревитализации осваивающий площади бывшего завода Шпагина, а из оперного театра Курентзис, хормейстер Виталий Полонский и многие их музыканты ушли. При спонсорской поддержке новым их местом обитания в 2019 году стал Дом Радио на Итальянской улице, где нет большого слушательского зала, но есть атмосфера. Пока до конца 2026 года здание закрыто на реставрацию, временным домом коллективу служит бывший дом Беггровых на Невском проспекте. С выбором концертных локаций — «пермские боги», Исаакиевский собор, ночной Эрмитаж, собор Святого Марка в Милане или могила Дягилева на кладбище Сан-Микеле в Венеции, — а также с умением в эти локации попадать у Курентзиса тоже все хорошо.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смысловая надстройка Смысловая надстройка

Поговорили с петербургскими девелоперами о новых смыслах жизни в их проектах

Собака.ru
Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине Научный руководитель национальной генетической инициативы «100 000 + Я» Константин Северинов: Глобальная база геномов привела бы к подлинной революции в медицине

Как и для чего собирают и расшифровывают геномы в проекте «100 000 + Я»

Ведомости
От инженера до модели От инженера до модели

Людмила Лысенко, модель элегантного возраста, о главных вещах в жизни

Лиза
Любовь или зависимость? 7 признаков нездоровых отношений Любовь или зависимость? 7 признаков нездоровых отношений

Как отличить истинные чувства от зависимости, способной разрушать нас изнутри?

VOICE
Моя история Моя история

Напоминание, о чём пел Владимир Высоцкий в своей знаменитой «шахматной» песне

Дилетант
Отец телевидения Владимир Зворыкин: история изобретения, изменившего мир Отец телевидения Владимир Зворыкин: история изобретения, изменившего мир

Почему отец телевидения Владимир Зворыкин возненавидел свое творение

ТехИнсайдер
Культурный код ИИ: 3 совета по созданию чат-ботов для бизнеса Культурный код ИИ: 3 совета по созданию чат-ботов для бизнеса

Как строить более точные, этичные и адаптивные системы искусственного интеллекта

Inc.
Один город — одна команда Один город — одна команда

«Зенит» как символ и суть Санкт-Петербурга

Weekend
«Через три года мы сможем увидеть российскую криптовалютную инфраструктуру» «Через три года мы сможем увидеть российскую криптовалютную инфраструктуру»

Андрей Тугарин о нюансах и схемах трансграничных платежей

Монокль
Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает

Кросс-промо: как найти хорошего партнера и построить успешную коллаборацию

Inc.
Хакеры пошли на завод Хакеры пошли на завод

Хакеры продолжают атаки на промышленные предприятия, их цель — шпионаж

Ведомости
Иван Трус Иван Трус

Иван Трус о переезде из Беларуси, мечтах о велосипеде и любви к музыке

Собака.ru
Астрономы выдвинули «безумную идею» о Плутоне — ничего подобного в Солнечной системе найдено не было Астрономы выдвинули «безумную идею» о Плутоне — ничего подобного в Солнечной системе найдено не было

Что скрывается в туманной дымке карликовой планеты Плутон?

Inc.
FORTUNA 812 FORTUNA 812

SoundCloud-рэп снова в топе благодаря FORTUNA 812

Собака.ru
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Вечные ценности Вечные ценности

Как старинные усадьбы превращаются в современные культурные центры

Вокруг света
Сбежать от рутины Сбежать от рутины

С потеплением всё больше людей сбегают от забот — в прямом и переносном смысле

Отдых в России
Можно ли заменить сливочное масло растительным Можно ли заменить сливочное масло растительным

А что будет, если заменить сливочное масло растительным?

ТехИнсайдер
Будет не жирно? Будет не жирно?

Какой вклад в борьбу с ожирением могут внести производители продуктов питания

Агроинвестор
Цифровая паутина «Черного квадрата» Цифровая паутина «Черного квадрата»

Как манифест Малевича переосмысливают современные художники

Вокруг света
Признание на стекле: как «Ролан Гаррос» подарил теннису самую узнаваемую традицию Признание на стекле: как «Ролан Гаррос» подарил теннису самую узнаваемую традицию

Почему традиция теннисистов расписываться на линзе камере родилась во Франции

Forbes
Экспансия из рая Экспансия из рая

Кто первым и зачем покинул океан

Вокруг света
Интервальное голодание: почему нет эффекта Интервальное голодание: почему нет эффекта

Почему интервальное голодание может не сработать и как избежать ошибок

Лиза
Кошка с собой Кошка с собой

Что стоит предусмотреть перед совместным отпуском с домашней кошкой

Новый очаг
Стать девушке солдатом на войне… Стать девушке солдатом на войне…

Война глазами одной из 200 девушек комсомолок-добровольцев

Знание – сила
Вам и не снилось… Вам и не снилось…

Почему тин-драмы это не просто поджанр кино и сериалов

Men Today
Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе» Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе»

Как Газпромбанк модернизировал расчетный центр — ядро внешних платежных операций

РБК
Свободный полет Свободный полет

Константин Хабенский всё больше увлечен режиссурой. И экспериментом

OK!
Открыть в приложении