Время Азии в Голливуде: почему «Прощание» Лулу Ванг может стать азиатской «Черной Пантерой»
17 октября 2019 года в российский прокат выходит “Прощание” — первый заметный американский фильм с полностью китайским кастингом, который этим летом смог побить “Мстителей” от Marvel по среднему количеству зрителей на сеансах. Рассказываем, почему это важно.
Молодая китаянка Билли, чья семья переехала в Америку, когда ей было всего 6 лет, узнает сразу две страшные новости. Первая — ее любимая бабушка, оставшаяся в Китае, больна раком и, скорее всего, очень скоро умрет. Вторая — старушка понятия не имеет о своем диагнозе: родственники договорились подделывать заключения врачей, а сама она думает, что идет на поправку. Тем не менее сыновья женщины решили собрать всю огромную семью вместе. И для этого даже придуман повод: фиктивная свадьба внука на японской подружке. Такие праздники в Китае отмечают с особым размахом — будут сотни гостей и караоке (ради бабушки семья готова пойти до конца). Билли, дела у которой в Америке идут неважно (нам мельком показывают, что начинающей писательнице отказали в гранте), вместе с папой и мамой отправляется на малую родину. И замечает, что Китай сильно изменился, а вот ее детские чувства к бабушке — ни на йоту.
Премьера «Прощания» состоялась в январе на «Сандэнсе», и с тех пор — несмотря на еще полдюжины важных фестивалей — фильм входит в пятерку фаворитов букмекеров сайта GoldDerby в “предоскаровской” гонке. Права на его прокат (по слухам, обойдя Netflix) купила компания А24 — крупнейший независимый дистрибьютор, который стоит за большинством полюбившихся вам в последние годы американских инди-картин. Летом “Прощание” показывали в Америке в нескольких кинотеатрах — посещаемость сеансов (точнее, наработка на копию — среднее количество зрителей на каждом сеансе) была больше, чем у финальной части “Мстителей”. При этом показатель почти не падал по мере расширения проката, что говорит о высоком качестве фильма, доброжелательности зрителей и существовании в Штатах аудитории, которую до этого почти не замечал кинобизнес. Большую часть фильма герои проводят в Китае и говорят на китайском, но это американский продакшен, и поэтому ленту невозможно представить, например, в одном лонг-листе с “Дылдой” и другими претендентами на звание лучшего фильма на иностранном языке. Участие же “Прощания” в любой другой номинации на «Оскар» станет сенсацией — и симптомом важных перемен в Голливуде.
Главную роль в “Прощании” играет певица Аквафина (Awkwafina). Ей, несмотря на малый опыт в кино (из заметных работ — “Восемь подруг Оушена”, “Райские холмы” и“Безумно богатые азиаты”), удается невероятное — зачаровать зрителя не действием, а бездействием. Книги о драматургии учат, что главный герой должен преодолевать себя, бороться и принимать решения, потому что иначе за ним будет просто неинтересно следить. Но в случае Билли бездействовать (то есть не говорить бабушке, что она больна, — хотя Билли возмущена обманом и хочет раскрыть правду) — и есть действовать: каждую секунду своего экранного существования она борется с собственными принципами и чувствами. Молчаливая, погруженная в себя и обладающая очень пластичным лицом, Аквафина справляется с этой сложной задачей — показать статику в динамике — очень точно. И становится тем хрупким и отважным героем, с которым будут отождествлять