Забойная фантастика
Как на развитие жанра космической научной фантастики ХХ века повлияла сырьевая экономика
Считается, что сам жанр научной фантастики появился, когда авторы в своих сюжетах стали опираться не на чистое волшебство, а на реалистичные, хотя бы с виду, устроения. Например, Жюль Верн в романе «Из пушки на Луну», изданном в 1865 году, подробно описывает шахту, вырытую для гигантской пушки, необходимое количество чугуна и алюминия, а также трудности, возникшие при производстве.
Однако прародителей жанра – Жюля Верна и тем более Герберта Уэллса – пока еще не слишком занимала экономико-сырьевая модель космических путешествий. Для них полет за пределы Земли представал чистым исследовательским прорывом или контактом с чем-то совершенно новым и чуждым. Например, в «Первых людях на Луне» Уэллса 1901 года в качестве ракетного топлива использовался мифический материал кейворит, скорее из области алхимии, чем науки, и впоследствии он никак не влиял на драматически испортившиеся отношения землян с селенитами.
Смена курса в умах фантастов начала происходить в 1920-е, в межвоенный период, когда стало очевидно, что преимуществом государства является доступ к стратегически важным ресурсам: углю, рудам и нефти. В 1929 году в журнале «Вокруг света» был напечатан роман Александра Беляева «Продавец воздуха», где, пожалуй, впервые была разработана некая разумная межпланетная экономическая модель. Хотя сюжет строился на том, что главный антагонист Бейли шантажировал землян, сжижая воздух атмосферы и упаковывая в специальные контейнеры, чтобы продать обратно за огромные деньги, за этим скрывалась и другая бизнес-схема: Бейли также поставлял концентрированный воздух на Марс для создания там атмосферы, а взамен получал супермощный марсианский радиоактивный элемент, служивший реактором для его фабрики воздуха. Конец всем этим махинациям положила доблестная Красная армия.
Старатели фронтира
Первая сырьевая революция в научной фантастике произошла после Второй мировой войны, в 1940-е годы, когда появилось знаменитое поколение американских писателей, начиная с Айзека Азимова и Роберта Хайнлайна и продолжившееся Робертом Шекли, Генри Катнером, Реем Брэдбери и прочими. Благодаря им литературный космос окончательно вышел за границы Солнечной системы и обрел узнаваемые черты нового фронтира человечества. А где фронтир, там и старатели. Или суровые космические горняки-шахтеры, отправляющиеся на самый негостеприимный в галактике астероид, чтобы добыть что-нибудь ценное.
Наконец-то в научно-фантастическом жанре появилось негласное правило, что космос – это неиссякаемый источник самого разнообразного сырья, реального или выдуманного. Необходимого для технического прогресса цивилизаций (причем не только человеческих), собственно для самих космических путешествий или просто для красоты.
В романе Роберта Хайнлайна «Луна – суровая хозяйка», хотя экономика спутника преимущественно сельскохозяйственная, главный герой Мэнни, ставший в итоге лидером революции, является бывшим шахтером-бурильщиком, потерявшим на производстве руку и переквалифицировавшимся в оператора компьютерных систем. Поискам богатств на границах космоса посвящено множество новелл Роберта Шекли, достаточно вспомнить рассказ «Особый старательский» 1959 года, описывающий добычу золота на Венере.
Романтика фронтира, отягощенная лишениями свободного капитализма, докатилась и до советской фантастики. В повести братьев Стругацких «Стажеры», изданной в 1962 году, герои посещают астероид Бамбергу, где частная западная компания Space Pearl разрабатывает копи космического жемчуга необычайной красоты, а потому очень ценного. Несмотря на явные нарушения трудовых норм, старатели стремятся продлить контракты, чтобы заработать побольше денег.