Со дна памяти
В 1918 году ледокольный пароход «Вайгач» сел на скалу в Енисейском заливе и со временем ушел под воду. Место упокоения судна было найдено больше века спустя, и лишь в 2021-м экспедиция РГО и Северного флота смогла окончательно подтвердить его «личность»
19 августа 2020 года на борту ледокола «Илья Муромец» царило оживление. Телеуправляемый подводный аппарат «Марлин-350» обнаружил рядом с мысом Ефремов Камень затонувший корабль, по всем признакам построенный до середины ХХ века. «Вайгач» искали, и неслучайно: в 2020 году исполнялось 110 лет с начала самой славной его экспедиции – первого арктического похода, снаряженного во имя науки.
Корабль-ученый
В начале ХХ века Арктика была чрезвычайно популярна. Открытия Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, поиски Северного полюса и попытки освоения Северного морского пути будоражили общество.
В 1906 году морской министр Алексей Бирилев распорядился создать Комиссию по вопросу о продолжении гидрографических работ в Северном Ледовитом океане – они прерывались на время Русско-японской войны 1904–1905 годов. Комиссия постановила организовать экспедицию для исследования Северного морского пути. Для этого были нужны особые суда. Всего за два года и три месяца Товарищество Невского судостроительного и механического заводов построило два парохода нового класса – ледокольно-экспедиционных, сочетавших в себе ледокольные качества с мореходными.
«Вайгач» и «Таймыр» имели в длину 60 метров, в ширину – почти 12 метров, могли идти по чистой воде со скоростью десять с половиной узлов, то есть примерно 19,5 километра в час. Суда могли форсировать сплошной лед толщиной около полуметра. Планировка позволяла команде выполнять часть обязанностей, не выходя на открытую палубу.
18 апреля 1908 года «Биржевые ведомости. Вечерний выпуск» разместили заметку: «Сегодня в 1 час дня на Невском судостроительном заводе состоялась закладка двух ледоколов по типу ледокола „Ермак“, предназначенных для полярной экспедиции, организуемой морским министерством».
Суда сошли со стапеля в 1909 году, 15 сентября. А 28 октября они отправились в свой первый переход к Владивостоку. Миновав Балтийское, Северное, Средиземное, Красное моря и Индийский океан, они достигли пункта назначения 3 июня 1910 года. Чуть меньше трех месяцев спустя, 31 августа, Главное гидрографическое управление Морского министерства учредило Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана, и «Вайгач» с «Таймыром» приступили к выполнению своих прямых обязанностей.
«Это была первая русская экспедиция, имевшая исключительно научную цель, – отмечает руководитель экспедиционного направления Исполнительной дирекции РГО Сергей Чечулин. – К моменту ее начала суда прошли серьезнейшую проверку: их с ходу отправили в кругосветку, через несколько морей и два океана. Теперь им надлежало пройти Северным морским путем, причем не с запада на восток, как это делали их предшественники, а в обратном направлении».
Общественность с живым интересом следила за событиями. «Надо понимать, что по тем временам это плавание было как полет в космос, – комментирует Сергей Чечулин. – Любая информация о продвижении судов широко освещалась прессой, газеты наперебой давали сводки».
Основной задачей были гидрографические исследования по трассе Северного морского пути, однако одной гидрографией дело не ограничилось: в комплекс научных работ входили подробные метеорологические, аэрологические, ледовые наблюдения, а также сбор и анализ сведений о течениях и уровне моря. В 1913 году исследователи открыли новый архипелаг, который назвали Землей Императора Николая II (после революции его переименовали в Северную Землю). На следующем этапе исследований предполагалось изучить устья крупных рек – Оби, Енисея, Лены. Именно в Енисейском заливе «Вайгач» и закончил свою короткую, но яркую жизнь.
Скала у Ефремова Камня
Первая мировая война и революция внесли свои коррективы, но ледокольные пароходы продолжали нести службу. В 1918 году Б.А. Вилькицкому, сыну А.И. Вилькицкого, удалось добиться возобновления гидрографической экспедиции, и вышедшие из только что занятого оккупационными войсками Архангельска «Вайгач» и «Таймыр» направились к острову Диксон и далее к поселкам Енисейской губы, куда везли припасы и оборудование для постройки радиостанций. По пути им пришлось пробиваться через густой лед. Лейтенант Г.П. Сычев вспоминал в своем дневнике, как у села Хабарова в Югорском Шаре «Таймыр» ухитрился сесть на мель «напротив сарая Сибирякова». На то, чтобы стащить судно с мели, понадобилось два дня, но, к счастью, все закончилось благополучно. 7 сентября суда прибыли в поселок Диксон, где «Таймыр» оставил часть груза.