В 1918 году ледокольный пароход «Вайгач» сел на скалу в Енисейском заливе

Вокруг светаИстория

Со дна памяти

В 1918 году ледокольный пароход «Вайгач» сел на скалу в Енисейском заливе и со временем ушел под воду. Место упокоения судна было найдено больше века спустя, и лишь в 2021-м экспедиция РГО и Северного флота смогла окончательно подтвердить его «личность»

Текст Ольга Ладыгина

Команда парохода «Вайгач»

19 августа 2020 года на борту ледокола «Илья Муромец» царило оживление. Телеуправляемый подводный аппарат «Марлин-350» обнаружил рядом с мысом Ефремов Камень затонувший корабль, по всем признакам построенный до середины ХХ века. «Вайгач» искали, и неслучайно: в 2020 году исполнялось 110 лет с начала самой славной его экспедиции – первого арктического похода, снаряженного во имя науки.

Корабль-ученый

В начале ХХ века Арктика была чрезвычайно популярна. Открытия Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, поиски Северного полюса и попытки освоения Северного морского пути будоражили общество.

В 1906 году морской министр Алексей Бирилев распорядился создать Комиссию по вопросу о продолжении гидрографических работ в Северном Ледовитом океане – они прерывались на время Русско-японской войны 1904–1905 годов. Комиссия постановила организовать экспедицию для исследования Северного морского пути. Для этого были нужны особые суда. Всего за два года и три месяца Товарищество Невского судостроительного и механического заводов построило два парохода нового класса – ледокольно-экспедиционных, сочетавших в себе ледокольные качества с мореходными.

«Вайгач» и «Таймыр» имели в длину 60 метров, в ширину – почти 12 метров, могли идти по чистой воде со скоростью десять с половиной узлов, то есть примерно 19,5 километра в час. Суда могли форсировать сплошной лед толщиной около полуметра. Планировка позволяла команде выполнять часть обязанностей, не выходя на открытую палубу.

18 апреля 1908 года «Биржевые ведомости. Вечерний выпуск» разместили заметку: «Сегодня в 1 час дня на Невском судостроительном заводе состоялась закладка двух ледоколов по типу ледокола „Ермак“, предназначенных для полярной экспедиции, организуемой морским министерством».

Суда сошли со стапеля в 1909 году, 15 сентября. А 28 октября они отправились в свой первый переход к Владивостоку. Миновав Балтийское, Северное, Средиземное, Красное моря и Индийский океан, они достигли пункта назначения 3 июня 1910 года. Чуть меньше трех месяцев спустя, 31 августа, Главное гидрографическое управление Морского министерства учредило Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана, и «Вайгач» с «Таймыром» приступили к выполнению своих прямых обязанностей.

«Это была первая русская экспедиция, имевшая исключительно научную цель, – отмечает руководитель экспедиционного направления Исполнительной дирекции РГО Сергей Чечулин. – К моменту ее начала суда прошли серьезнейшую проверку: их с ходу отправили в кругосветку, через несколько морей и два океана. Теперь им надлежало пройти Северным морским путем, причем не с запада на восток, как это делали их предшественники, а в обратном направлении».

Общественность с живым интересом следила за событиями. «Надо понимать, что по тем временам это плавание было как полет в космос, – комментирует Сергей Чечулин. – Любая информация о продвижении судов широко освещалась прессой, газеты наперебой давали сводки».

Основной задачей были гидрографические исследования по трассе Северного морского пути, однако одной гидрографией дело не ограничилось: в комплекс научных работ входили подробные метеорологические, аэрологические, ледовые наблюдения, а также сбор и анализ сведений о течениях и уровне моря. В 1913 году исследователи открыли новый архипелаг, который назвали Землей Императора Николая II (после революции его переименовали в Северную Землю). На следующем этапе исследований предполагалось изучить устья крупных рек – Оби, Енисея, Лены. Именно в Енисейском заливе «Вайгач» и закончил свою короткую, но яркую жизнь.

Пароход «Вайгач» мог форсировать лед толщиной около полуметра

Скала у Ефремова Камня

Первая мировая война и революция внесли свои коррективы, но ледокольные пароходы продолжали нести службу. В 1918 году Б.А. Вилькицкому, сыну А.И. Вилькицкого, удалось добиться возобновления гидрографической экспедиции, и вышедшие из только что занятого оккупационными войсками Архангельска «Вайгач» и «Таймыр» направились к острову Диксон и далее к поселкам Енисейской губы, куда везли припасы и оборудование для постройки радиостанций. По пути им пришлось пробиваться через густой лед. Лейтенант Г.П. Сычев вспоминал в своем дневнике, как у села Хабарова в Югорском Шаре «Таймыр» ухитрился сесть на мель «напротив сарая Сибирякова». На то, чтобы стащить судно с мели, понадобилось два дня, но, к счастью, все закончилось благополучно. 7 сентября суда прибыли в поселок Диксон, где «Таймыр» оставил часть груза.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Место встреч: Междуречье Место встреч: Междуречье

Месопотамия – исторический регион в Турции, охватывающий долины Евфрата и Тигра

Вокруг света
«Люблю шоколад и тортики»: что главная фитоняшка планеты ест каждый день «Люблю шоколад и тортики»: что главная фитоняшка планеты ест каждый день

Как живет и чем питается самая главная фитоняшка Катрин Таня Давидсдоттир

Cosmopolitan
Уроки на экваторе Уроки на экваторе

Месяц в деревне в Кении глазами волонтера-учительницы из России

Вокруг света
Почему Валентина Малявина умерла в одиночестве в доме престарелых? Почему Валентина Малявина умерла в одиночестве в доме престарелых?

История Валентины Малявиной — музы Тарковского и первой любви Збруева

Cosmopolitan
Дополненная реальность Дополненная реальность

Художник Жак Луи Давид подчинил воле императора пространство, время и реальность

Вокруг света
Google и Apple завоевали рынок смартфонов, теперь они вместе с Amazon хотят заполучить рынок автомобильных ОС Google и Apple завоевали рынок смартфонов, теперь они вместе с Amazon хотят заполучить рынок автомобильных ОС

Однако компании вроде Apple и Google стремятся лишить водителей выбора

VC.RU
Камень на камень Камень на камень

Фантазия природы богата так, как человеку и не снилось

Вокруг света
Пизанская башня по-американски: история одной высотки, которая с каждым годом наклоняется все сильнее Пизанская башня по-американски: история одной высотки, которая с каждым годом наклоняется все сильнее

«Башня Тысячелетия» каждый год понемногу отклоняется от центральной оси

Популярная механика
Город бомбы Город бомбы

Из истории американского атомограда

Вокруг света
Ферментация Ферментация

Ферментация – это модный зож-тренд, переживающий второе рождение

Здоровье
Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
На Алтае нашли древнюю мумию ребенка в шелковой одежде На Алтае нашли древнюю мумию ребенка в шелковой одежде

Археологи исследовали мумию ребенка трех-шести лет I-III веков нашей эры

N+1
Погружение в Африку Погружение в Африку

Маршрут доктора Дэвида Ливингстона вглубь Африки спустя 160 лет

Вокруг света
Что делать, если начинаешь заболевать: 6 проверенных шагов, чтобы не разболеться Что делать, если начинаешь заболевать: 6 проверенных шагов, чтобы не разболеться

Как поймать болезнь на ранней стадии?

Cosmopolitan
Мечта шахтера Мечта шахтера

Эрни Форд не знал, что шахтерская песенка «Шестнадцать тонн» прославит его

Вокруг света
Валерия Ободзинская: Валерия Ободзинская:

Валерия Ободзинская рассказывает о своем отце Валерии Ободзинском

Караван историй
Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
На здоровье На здоровье

С чего начинались и к чему пришли пять современных направлений медицины

N+1
Гора серебряная Гора серебряная

Как добывают благородные металлы

Популярная механика
Новый Audi A3: 5 фактов о младшем седане из Ингольштадта Новый Audi A3: 5 фактов о младшем седане из Ингольштадта

Прежний турбомотор, автомат вместо «робота» — изучаем седан Audi A3

РБК
Драма 1921 года Драма 1921 года

Страшные подробности царь-голода в Советской России 1921 года

Дилетант
В пазырыкском погребении нашли 26 золотых бляшек в форме крадущихся тигров и бараньих голов В пазырыкском погребении нашли 26 золотых бляшек в форме крадущихся тигров и бараньих голов

Археологи исследовали артефакты из могильника Сигоу, расположенного в Синьцзяне

N+1
«Обалдение полное» «Обалдение полное»

Какими увидели красноармейцев русские эмигранты в Эстонии?

Дилетант
Тестируем 280-сильный Skoda Superb — автомобиль, который практически не имеет недостатков Тестируем 280-сильный Skoda Superb — автомобиль, который практически не имеет недостатков

Skoda Superb с 270-сильным мотором практически не имеет недостатков

Maxim
Возвращение в Хогвартс: чем реюнион «Гарри Поттера» может удивить и расстроить фанатов саги Возвращение в Хогвартс: чем реюнион «Гарри Поттера» может удивить и расстроить фанатов саги

Чем спецэпизод все-таки хорош и почему магия Хогвартса по-прежнему работает

Esquire
Ирина Померанцева. Песни молодости Ирина Померанцева. Песни молодости

Леонид Борткевич — сладкоголосый Орфей, который сводил с ума женщин СССР

Коллекция. Караван историй
Убытки, сокращения и бунт: что происходит в Skillbox и GeekBrains Убытки, сокращения и бунт: что происходит в Skillbox и GeekBrains

Образовательный холдинг провел сокращение сотрудников

Forbes
«Аллея кошмаров»: любите цирк, цирк, цирк «Аллея кошмаров»: любите цирк, цирк, цирк

«Аллея кошмаров» состоит из разных сюжетов, но композиция ее закольцовывается

GQ
«Мне, как мужчинам, — водки»: почему не сложились браки Екатерины Фурцевой «Мне, как мужчинам, — водки»: почему не сложились браки Екатерины Фурцевой

Почему не складывалась личная жизнь Екатерины Фурцевой

Cosmopolitan
Лариса Рубальская. Человек неомраченных будней Лариса Рубальская. Человек неомраченных будней

Интервью с российской поэтессой и автором текстов песен Ларисой Рубальской

Караван историй
Открыть в приложении