Под куполом
Как современные художники интерпретируют русский культурный код
Встоличном музее Китая в Пекине хранится более 200 тысяч экспонатов, многие из которых были найдены во время археологических раскопок. Оригинальная архитектура здания – навесная крыша, характерная для традиционного китайского зодчества, каменная панель на внешней стене, ассоциирующаяся со стенами древнего Китая, и при этом использование стекла и металла, бронзы, дерева и камня символизируют, по мнению создателей проекта, «гармоничное объединение прошлого и настоящего, истории и современности».
Осенью это пространство к тому же превратилось и в территорию трансформации русского кода: в одном пространстве музея соединились «Русская душа» древнерусской живописи и традиционного искусства золотого века из фондов Третьяковской галереи и бунтарский дух новых технологий медиа-арта начала XXI века из проекта «Под куполом», реализованного Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и VK с помощью VS Gallery.
На одном полюсе традиционные работы таких русских классиков, как Айвазовский, Перов, Саврасов, Куинджи, Суриков. А на другом – цифровые полотна, созданные современными художниками Даниилом Зуевым, Данилой Карамушкиным, Степаном Терещенко, Аристархом Чернышевым, Дмитрием Шабалиным, Julia Cyberflora, Kirill Rave, Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Rite, Rinatto l’bank и YOmoYO. И в этом сопоставлении нет противоречия: «Любое искусство – созданное в XXI веке или 800 лет назад – может находиться в абсолютной гармонии. Искусство – это язык, способ выражения, переживания, связанный с осмыслением современной реальности. Когда-то и те художники, которые создавали архитектурные объекты, фрески, белокаменную резьбу Суздаля, создавали это как современное и новаторское искусство», – поясняет Екатерина Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника.