Рай у ног матери
В брак они вступают по старинке — один раз и на всю жизнь. Семьей управляет женщина, но последнее слово всегда остается за мужчиной. Абазины растят девочек, как королев, а матерей почитают, как богинь.
Расскажу тебе одну правдивую историю. Жили-были три женатых брата, и был дом их полон. Однажды, когда в семье закололи барана, жены решили испытать братьев, насколько они дружны и умны. Вечером каждая из жен притворилась, что готова заплакать, и сказала мужу: «Сегодня, когда резали барана, нам досталась всего одна нога». Наутро братья разругались и начали делить имущество: мебель, чашки, ложки. Когда же они пошли в поле делить скот, их жены притащили все вещи назад в большой дом и сказали вернувшимся братьям: «Вы как хотите, а мы не разделимся: мы одна семья и будем по-прежнему жить вместе, одним домом». У братьев язык отнялся: так им стало стыдно. Все они по-прежнему живут одним домом счастливо и богато. Вот почему абазины говорят: «Дом держится женщиной».
Женщина как пчелиный клей в улье: всю постройку скрепляет… Есть у нас такое женское имя — Марамыз, означает «солнцелунная». В народных сказаниях Солнце и Луна — супруги: Солнце — великий отец неба и земли, а Луна — плодовитая мать. Если Солнце начинает бушевать, Луне приходится проявлять такт и изобретательность, чтобы усмирить своенравного супруга. Так и в жизни: в семье муж мечом славен, а жена — мудростью.
Мой дед был женат пять раз, но не потому, что разводился. Четыре раза вдовел. Жены его умирали в родах. Медицинской помощи тогда практически не было. Абазины вообще редко разводятся. Большинство из нас создают семью на всю жизнь.
Разводы случаются, если молодым не помогают. А им обязательно надо помогать, особенно советом. Бывает, конфликт из-за пустяка начинается, но если его вовремя не погасить, то небольшой разлад обернется разрушительной лавиной. Поэтому с молодыми надо беседовать, учить их сглаживать острые углы. Здесь на помощь приходят наши мудрые бабушки, не зря ведь все поколения абазинской семьи обычно живут одним домом.
Гражданский брак у нас не принят. Религиозное оформление брака по абазинской традиции происходит без присутствия жениха с невестой. Мужчины, представляющие обе стороны, едут к мулле, у нас его называют эфенди. Тот заочно благословляет молодых и дает письменное подтверждение законности брака.
По обычаю молодая жена входит в семью мужа. В течение нескольких недель после свадьбы соблюдается «запрет на разговор» — невестка не имеет права разговаривать со свекром и свекровью. Это помогает девушке освоиться в новой обстановке. Свекровь может освободить невестку от запрета и раньше, а вот свекор иногда предпочитает не общаться с женой сына до конца своей жизни.
Семьей у нас управляет женщина, но главное слово в большинстве случаев остается за мужчиной. Так всегда у абазин: жена подчиняется мужу, а муж обязан прислушиваться к мнению жены и относиться к ней справедливо.
Воспитание детей — основная задача семьи. Детей у нас почитают. Даже есть пословица: «В семье ребенок старше всех». Но при посторонних, особенно при старших, молодой отец никогда не демонстрирует нежность к своему малышу, не берет его на руки, не играет. Сдержанность на людях — одно из наших правил поведения.
Девочек у нас растят в любви, но с рождения прививают им скромность. И в одежде, и в поведении. Девочка может высказывать свою точку зрения, родителям перечить не станет. Пока девушка замуж не выйдет, в роду у себя считается королевой. Ну а выйдет — все от нее зависит, как она себя в семье мужа покажет. Коли примет канон новой семьи и рода — будет хорошо жить.
«Тот, кто прислушивается к словам матери, будет счастливым», — гласит абазинская пословица. Но каждая абазинская мать понимает, как важно участие отца в воспитании мальчика. Поэтому мать всегда говорит сыну: «Иди и смотри, что делает твой отец». Как ухаживать за скотом, как строить дом — эти умения передаются по мужской линии. Даже когда мальчик становится взрослым, отец и сын часто работают вместе.
К женщине — будь то бабушка или девушка — абазинские мужчины всегда относились с глубоким уважением. Наш традиционный этикет, и по сей день беспрекословно соблюдаемый, велит мужчине вставать при появлении женщины. Уступать ей место. Никогда не перебивать во время разговора. Защищать достоинство и честь женщины. В ее присутствии немыслимы неприличные выражения, а тем более ссоры и драки.
Раньше абазинская девушка носила при себе так называемый «девичий кинжал». Если кавалер слишком вольничал до свадьбы, распускал руки, девушка могла его поцарапать, поранить этим кинжалом, да так, что окружающие понимали, откуда отметина. Виновного навсегда изгоняли из аула. Такое поведение парней считалось великим позором. А навлечь позор на свою голову — самое страшное для всякого абазина. Порядочность у нас, абазин, в крови. И рыцарское отношение к женщине принято не только в период ухаживания.
Вот, например, один очень показательный древний обычай. Если абазин, проходя мимо, видит женщину, занятую у себя во дворе тяжелым трудом, он должен войти во двор и завершить выполняемую ею работу. Женщина может в знак благодарности вынести из дома угощение для своего помощника — кислое молоко, бузу, взвар из сухофруктов. При этом в дом женщины в отсутствие мужа заходить категорически запрещается.
Наши женщины всегда трудились не покладая рук. В советское время они проводили в поле целый световой день. Ребятишек им приходилось брать с собой — с детскими садами тогда было туго. Если малыш уже умел держаться на ножках, прямо посреди поля выкапывали небольшую ямку, карапузу до подмышек, стелили туда войлок — там дите и стояло, пока мамка работала. Помню, мне лет шесть было: я бегал по полю и проведывал таких малышей, чтобы доложить потом их родительницам.
В Коране сказано: «Рай — под ногами ваших матерей». Ислам призывает проявлять доброту и милосердие к матери. Но дело не только в религии. Это у нас в генах заложено. Разве могут абазины не ценить женщину? Много народу гибло у нас в войнах. Только благодаря матерям, в самые трудные времена рожавшим и растившим ребятишек, и сохранился наш род.
Прабабка моя родила 16 детей, девять из них выжили. Сама она умерла в 1936 году, а старший сын у нее еще в далеком 1853 году родился. Если прикинуть — столетний рубеж перешагнула. Весь род ее уважал и слушал…
Вековой юбилей для абазин не редкость. Говорят, семейная жизнь в любви да согласии года продлевает. Но, я думаю, это еще и потому, что мы бережем своих стариков. Они наша мудрость и богатство. Абазинские старики чувствуют себя нужными даже в самом преклонном возрасте. Потому и не спешат умирать.
Ориентировка на местности: Абазинский район, Карачаево-Черкесия, РФ
Площадь Абазинского района 300,19 км²
Население 17 530 чел.
Плотность населения 58 чел/км².
Площадь Карачаево-Черкесии 14 277 км² (78-е место среди субъектов РФ).
Население 466 305 чел. (75-е место).
Плотность населения 33 чел/км².
Достопримечательности в Карачаево-Черкесии: Домбай, Тебердинский государственный природный биосферный заповедник, Нижне-Архызское городище (X–XII века), Сентинский храм (X век).
Традиционные блюда курятина с подливкой, хлеб из ячменной муки, шашлык из баранины по-абазински, творожный сыр, абазинская халва.
Традиционные напитки кислое молоко, слабоалкогольный напиток буза (бахсыма), взвар из сухофруктов.
Сувениры мед, сухие приправы из трав, изделия из войлока, меха, кожи, кости, керамика, свитера из овечьей шерсти.
Расстояние от Москвы до Черкесска ~ 1320 км (от 2 часов в полете до Минеральных Вод, затем 100 км по автодороге).
Время московское.
Валюта рубль.
Герой: Джужуев Крым Мурадинович
Родился в 1949 году в ауле Инжич-Чукун (ныне административный центр Абазинского района Карачаево-Черкесии) в многодетной семье (один из пятерых детей). Окончил Ростовскую высшую партийную школу. Работал животноводом, рабочим совхоза, слесарем, пожарным, учителем географии и ОБЖ. В советское время был председателем Эльбурганского сельского совета и главой Эльбурганской сельской администрации. В настоящее время на пенсии, живет в родном ауле. Женат, один сын, четверо внуков.
Коренные жители: Абазины
Один из автохтонных народов Кавказа. Общая численность в мире — около 68 тыс. человек. Большая часть из них (около 43 тыс. человек) проживает в России: в основном на территории Карачаево-Черкесии, а также в Ставропольском крае и некоторых других местах. Потомки абазинских переселенцев живут также в Турции и Египте. Абазинский язык принадлежит к абхазо-адыгской группе языков Кавказа. Отличается сложной системой согласных и наличием свистящих и шипящих звуков.
Адльби Шавтиков