Эрмитаж. Ковчег цивилизаций
Вот уже 260 лет Государственный Эрмитаж сохраняет артефакты и предметы искусства, благодаря которым можно составить представление о культуре различных эпох и всех регионов мира.
Район «Бюрократического мира», район «Коммунистической идеологии и пропаганды», район «Музеев и образования». Всего в утопическом городе-музее, созданном Ильей и Эмилией Кабаковыми, семь районов. «Памятник исчезнувшей цивилизации» – это инсталляция-рассказ об СССР и мире, которого больше нет. Над землей, по задумке художников, – возвышение, напоминающее бункер, под землей – лабиринт комнат, подобный схеме древних захоронений. В Главном штабе Эрмитажа собраны описания, эскизы, макеты, артефакты – все то, благодаря чему когда-нибудь можно будет построить памятник ушедшей эпохе.
«Как и все у Кабаковых, это многослойно и гораздо серьезнее, чем на первый взгляд кажется, – сказал на открытии выставки Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. – Конечно, это калька с того, что делают археологи: они раскапывают, находят вещи, составляют из них что-то «как оно было» и говорят: вот еще одна исчезнувшая цивилизация, мы ее возродили. Этот посыл здесь есть: все собрано, и все, как у археологов, описано…»
В истории Эрмитажа выставка Кабаковых станет одной из самых долгих. Открывшаяся 2 июля 2024 года, она продлится до 1 июня 2025-го. Почти на экваторе этого срока, 7 декабря, – день Святой Екатерины и день Эрмитажа, основанного 260 лет назад. История музея началась в 1764 году, когда Екатерина II приобрела крупную партию шедевров голландской и фламандской живописи. Но Эрмитажу суждено было стать чем-то большим, нежели картинная галерея: разрастаясь, музей превратился в настоящую энциклопедию человечества. Сегодня в его коллекциях более трех миллионов предметов. Что, если представить себе, будто среди руин нашего мира вдруг уцелели только залы Эрмитажа? Они станут его многослойным памятником, подобным выставке Кабаковых. По коллекциям Эрмитажа наши наследники на Земле могли бы судить о нынешней цивилизации как о сумме культурных достижений всех эпох.
Урарту (или Ванское царство, Армянское нагорье, IX–VI века до н. э.)
Долгое время столицей этой сверхдержавы Древнего Востока был город Тушпа (современный Ван в Турции). Но Урарту постоянно теснили с юга, и столицу не раз переносили. Последняя – город-крепость Тейшебаини на территории современной Армении – пала в начале VI века до н. э., была разрушена и сгорела. Более двух тысяч лет Урарту оставалось «забытым царством».
Зал Урарту в Эрмитаже посвящен памяти директора музея в 1964–1990 годы Бориса Пиотровского, востоковеда и археолога. В 1939-м он возглавил раскопки Тейшебаини. Крепость оказалась археологической удачей. В свое время жители древнего Урарту перевезли туда самые ценные предметы из других городов. Артефакты прекрасно сохранились под слоем пепла, который уберег их от разрушения временем. Так, на бронзовых чашах, которые в древности кто-то спрятал в большом керамическом сосуде, а в XX веке нашли археологи, во время пожара под воздействием высокой температуры появилась защитная нанопленка, благодаря которой металл не потемнел за тысячи лет. Ученые предполагают, что эти чаши – ритуальные и их могли использовать как музыкальный инструмент.
Цивилизация ацтеков (культура народов науа, Центральная Мексика, период процветания с 1300 по 1521 гг.)
Жемчужина мезоамериканской коллекции Эрмитажа – золотая подвеска-бубенец с медной бусиной внутри полого корпуса. В мировых собраниях искусства доколумбовых цивилизаций у нее почти нет аналогов. В эпоху Великих географических открытий европейские колонизаторы охотились за золотом ацтеков. Захватывая города Мезоамерики, конкистадоры безжалостно переплавляли награбленные сокровища в слитки. Поэтому до нашего времени сохранились лишь единичные образцы ацтекской металлообработки. Подвеска из Эрмитажа примечательна не только тем, что вообще уцелела, но и мастерством, с которым она выполнена. Исследователи предполагают, что драгоценность изготовил работавший на ацтеков ювелир из покоренного ими народа миштеков. Мифическое существо с головой человека и телом птицы держит жезл с перьями, три дротика и церемониальный щит. На голове – шлем с орлиным клювом и диадема из перьев. Скорее всего, подвеска была знаком принадлежности ее владельца к существовавшему у ацтеков своеобразному ордену воинов-орлов. Эта хищная птица ассоциировалась с Солнцем, а изображения таких воинов часто встречаются в ацтекском искусстве. Драгоценную шумящую подвеску, вероятно, носил на груди один из предводителей.
Воины-орлы были элитной социальной группой в составе армии ацтеков. По эрмитажной фигурке можно судить об их привилегированном статусе и знаках реальной и символической власти, которые им полагались. Также она – свидетельство высочайшего мастерства и художественного вкуса ювелиров Мезоамерики.
Тангутское царство Си Ся (XI–XIII вв.)
Си Ся, «Великое государство высокой белизны», основали тангуты – народ, перекочевавший в район Гоби из северо-восточного Тибета примерно в VII веке. Оно просуществовало на территории современных китайских провинций Шэньси и Ганьсу менее двухсот лет. Тангуты контролировали восточный отрезок Великого шелкового пути, благодаря которому по миру распространялись не только товары, но и знания, верования, каноны искусства.