Парижские джунгли
Манера художника-самоучки Анри Руссо была далека от реализма, но публика верила, что он видел тропические леса, которые изображал, своими глазами
Анри Руссо никогда в жизни не выезжал за пределы Франции, но те, кто видел его картины, охотно верили слухам, будто он побывал в Мексике и других дальних краях. Экзотика тропических стран заинтересовала художника еще в молодости, во время службы в армии. Там ему довелось слышать рассказы солдат – участников французской интервенции в Мексику в начале 1860–х годов, содействовавшей провозглашению в этой стране императором австрийского эрцгерцога Максимилиана I.
Живописью Руссо всерьез увлекся, когда ему было уже около 40 лет, и тема джунглей захватила его творческое воображение не сразу. Но с 1891 года художник создал более двадцати картин, где действие происходит среди буйной тропической растительности. Огромное полотно «Голодный лев бросается на антилопу» Руссо показал публике на знаменитом Осеннем салоне 1905–го – на той самой выставке, после которой группу молодых художников, смело обращавшихся с цветом и формой, прозвали «фовистами», от слова fauve – «дикий зверь». «Донателло среди диких зверей», – так охарактеризовал критик Луи Воксель скульптуру Альбера Марке в окружении полотен Анри Матисса, Мориса де Вламинка, Андре Дерена и других. Картина Руссо висела рядом с ними, и хотя к течению фовистов художник не принадлежал, есть версия, что именно его сцена в джунглях в сочетании с необычной манерой исполнения навеяла искусствоведу такую ассоциацию.
Для самого Руссо выставка стала удачной. Ранее творчество человека, который войдет в историю живописи как один из первых и самых ярких представителей наивного искусства, вызывало у критиков только насмешки, но после выставки они начали проявлять к нему неподдельный интерес. Картину «Голодный лев бросается на антилопу» купил известный парижский коллекционер произведений искусства Амбруаз Воллар.