Теория равновесия
Четыре века продолжались поиски Неведомой Южной Земли – настолько обильной, что людям там не нужно работать
Образ Неведомой Южной Земли (Terra Australis Incognita) возник еще в античности. В I веке н. э. древнеримский географ Помпоний Мела выдвинул гипотезу о существовании на крайнем юге земли «антихтонов» – до которой невозможно добраться, поскольку ее отделяет от остального мира пояс невыносимой жары. Около 150 г. огромную южную землю на карте мира изобразил географ Клавдий Птолемей – она смыкалась с Азией и Африкой, превращая Индийский океан в замкнутое «озеро». Спустя два с половиной века древнеримский философ Макробий выдвинул теоретическое обоснование существования огромного южного континента – он должен там находиться, дабы «уравновесить» материки северного полушария.
Эту землю изображали царством, где счастливые люди живут в окружении невероятных красот природы и неисчислимых богатств.
XVI век: Первые открытия
Впервые о том, что Африка не смыкается на юге ни с каким континентом, человечество узнало в конце XV века благодаря португальским мореплавателям Бартоломеу Диашу и Васко да Гама, проложившим путь из Европы вокруг Африки в Индию. А в 1520 году Магеллан, совершая свою кругосветку, спустился вдоль берегов Южной Америки и обнаружил под 53 градусом южной широты пролив, ведущий из Атлантического океана в Тихий – позднее названный его именем. Магеллан не знал, насколько велика земля, находящаяся к югу от пролива. Немецкий ученый Иоганн Шенер счел ее частью материка. На глобусах, изготовленных им в 1523 и 1533 годах, он обозначил эту территорию как «Южную землю – недавно открытую, но еще не полностью известную». Умозаключение Шенера подхватили французский географ Оронций Финеус, изготовивший в 1531 свою карту мира, фламандские картографы Герард Меркатор в 1538 году и Абрахам Ортелий в 1570-м. Меркатор повторил аргумент Макробия, что огромный южный континент «уравновешивает» северные материки.
Еще одним «полуостровом» Великого Южного материка долго считали Новую Гвинею, которую в 1545 году исследовал испанец Иньиго Ортис де Ретес. Поскольку он плавал у северного побережья острова, то не знал, как далеко земля простирается на юг. Это дало простор для самых смелых предположений.
В 1570 году итальянские купцы Франциск и Андре д'Альбень представили французскому адмиралу Гаспару Колиньи проект экспедиции для поисков Terra Australis Incognita. Колиньи воспринял идею благосклонно, но его гибель во время Варфоломеевской ночи поставила крест на этих планах. А через несколько лет об открытии Южного материка заявил испанец Хуан Фернандес, отправившийся в 1576 году из Чили в путешествие по Тихому океану. По его словам, найденная им земля «гористая, плодородная, с полноводными реками, населена белокожими народами и имеет все фрукты, необходимые для жизни». Что именно он открыл, до конца не ясно – по одной из версий, Новую Зеландию.
В 1568 году испанец Альваро Менданья де Нейра, выйдя из Кальяо и переплыв Тихий океан, обнаружил в его восточной части землю: «И поскольку была она столь обширна и высока, мы решили, что, должно быть, это материк». Вскоре выяснилось, что это лишь часть большого архипелага. Решив, что найденные им острова изобилуют золотом, Менданья назвал их Соломоновыми. Спустя почти тридцать лет, в 1595 году, Менданья повел к ним новую экспедицию, намереваясь основать там колонию. Главным штурманом экспедиции был Педро Фернандес де Кирос, буквально бредивший поисками Южного континента. Путешествие закончилось плачевно: многие, включая самого Менданью, умерли от болезней и голода. Кирос привел корабли с уцелевшими людьми на Филиппины.