Одежды ангелов
Встречают по одежке — провожают по уму. Наряд киногероя в первом же кадре может сказать многое и о самом герое, и о его эпохе. Именно такие костюмы уже больше века создаются в лондонском ателье Angels Costumes. Умное управление семейным бизнесом сделало энджелов самыми успешными в отрасли
Место действия Ателье Angels Costumes
(1 Garrick Rd, London)
Британский семейный бизнес по созданию костюмов для театра и кино ведет свою историю с 1840 года, когда Моррис и Даниель Энджелы открыли магазин по продаже поношенных мужских костюмов. Сегодня продукция Angels Costumes блистает на киноэкранах всего мира. За костюмы, созданные в ателье, 37 раз присуждалась премия «Оскар». В 2016 году самая крупная костюмерная в мире была удостоена премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA). Нынешний исполнительный директор Тим Энджел является представителем седьмого поколения владельцев Angels Costumes.
—Назовите любой шедевр мирового кино, — говорит улыбающийся Джереми Энджел, креативный директор Angels Costumes и один из наследников костюмерной империи. Мы идем по проходу между вешалками с клетчатыми пиджаками начала XX века и пестрыми домашними халатами в китайском стиле.
— «Индиана Джонс», — наугад бросаю я.
— Его костюм, от жилетки до шляпы, был создан в нашем ателье. Давайте еще. Называю «Звездные войны», «Шерлока», «Клеопатру»… И каждый раз попадаю в точку.
— Просто мы самое уважаемое костюмерное ателье, — смеется Джереми. — Многим кажется, что главное в кино — сценарий и актерская игра, и неважно, какие ботинки на герое. Но одежда — ключ к пониманию характера. Для зрителя это часть истории, для актера — способ вжиться в роль. Поэтому костюмы становятся символами персонажей. Вот уже 178 лет мы создаем такой узнаваемый продукт, следуя принципам, которые помогли Angels Costumes стать лучшими в своем деле.
Принцип I: уважать историю
В просторном холле, разложив на журнальном столике эскизы костюма, спорят трое дизайнеров. У них в ногах сопит английский бульдог Поппи, местная любимица. Обстановку дополняют фотографии на стенах: Эмма Уотсон, Бенедикт Камбербэтч, Гэри Олдмен, Мерил Стрип и другие знаменитые актеры. Здесь бизнес тесно связан с семейными традициями.
Все началось в 1813 году, когда портной-эмигрант Даниель Энджел приехал в Лондон, предположительно, из Франкфурта, и поселился в еврейском квартале. Женился, завел пятерых детей и открыл лавку подержанной мужской одежды.
— Таких лавок были десятки, — говорит Джереми, — все они разорялись через пару лет: сдавать одежду в секонд-хенд тогда было не в моде. Но у основателя нашей фирмы был секрет. Поскольку денег не хватало, Даниель устроился сторожем на кладбище возле синагоги, а магазином стал заведовать его 15-летний сын Моррис. По одной из семейных легенд, мальчишка ходил на похороны и уговаривал вдов продать оставшиеся от мужей костюмы. По другой — бывало, что костюм, в котором вчера хоронили богатого еврея, наутро обнаруживался среди прочих, но Даниель был не слишком щепетилен и просто отдавал одежду прачке. В любом случае во время сотрудничества с кладбищем ассортимент магазина изрядно расширился, цены снизились, но готовые костюмы приходилось перешивать под новых клиентов. И тогда в 1840 году Даниель и Моррис открыли свое ателье.
Джереми ведет меня по коридору вдоль старинных афиш. На одной из стен — бумага с заказом и автографом Чарлза Диккенса. Писатель арендовал костюмы для себя и подбирал одежду для актеров, которые играли в постановках по его книгам.
— Как так получилось, что почтенная еврейская лавка вдруг стала шить костюмы для театров и варьете?
— Актеры бедных театров обычно сами искали себе костюмы. Но гонорары не позволяли им к каждой постановке покупать новое платье. Поскольку Энджелы жили в «актерском» квартале, к Моррису часто обращались с просьбой одолжить одежду по-соседски. Но отец научил его тому, что в словаре успешного бизнесмена нет слова «одолжить», зато есть словосочетание «сдать в аренду». Так ателье стало не только продавать костюмы, но и давать их напрокат, подшивая и расшивая под каждого нового клиента. А когда некоторые актеры приобрели известность, уже сами театры начали обращаться к Энджелам за гардеробом.
Принцип II: помнить все
— А как ваши костюмы попали на экраны?
— Первым фильмом, для которого наша фирма создавала одежду, был «Жилец», снятый в 1927 году никому еще не известным Альфредом Хичкоком. Годы спустя, уехав делать карьеру в Голливуд, он не забыл о нашей скромной семье, и об Angels Costumes узнали другие именитые режиссеры. Заказов для кино, театра и мюзиклов стало больше. Сегодня мы также сдаем костюмы в аренду для вечеринок и шоу косплееров. В нашем роду всегда было принято следить за модными тенденциями. Возможно, поэтому мы до сих пор не просто остаемся на плаву, а возглавляем костюмерную индустрию.
Выйдя на внутренний балкон, я замираю от восторга. Передо мной центральное хранилище — огромный зал, где на вешалках высотой в три этажа висят платья и камзолы всех времен и, кажется, народов. В узких проходах суетятся люди со списками: длинными палками они снимают отдельные платья и складывают их в тележки и пластиковые контейнеры. Это похоже на огромный супермаркет одежды для путешественников во времени.
— Если поставить все эти вешалки в одну линию, получится дорога в 12 километров, — хвастается Джереми. — У нас есть готовые решения на любое сословие и эпоху.
Спустившись на первый этаж, мы углубляемся в лабиринт из шерсти и твида. Кронштейны стоят так тесно, что сложно пройти, не касаясь локтями рукавов и юбок. Повернув за ряд из бисерных платьев начала XX века, я натыкаюсь на стеллаж ярких свитеров.
— Зачем вам здесь современная одежда, если ее можно купить в любом магазине?
— Во-первых, у режиссеров нет времени ходить по магазинам. Снимают ли они XIV век, историю Второй мировой войны или фильм про подростков из 2000-х — все равно обращаются к нам. А во‑вторых, то, что актуально сейчас, через 70 лет станет историей. К джинсам и топикам наши сотрудники относятся с такой же внимательностью, как и к корсетам и камзолам. О будущем стоит думать уже сегодня.