«ГЭС‑2» должен стать культурной доминантой в российском арт-ландшафте

VogueКультура

Труба зовет

Осенью в сердце Москвы открывается «ГЭС‑2» — культурный центр, который, по замыслу создателей, должен стать такой же доминантой в российском арт-ландшафте, как его синие трубы на панораме столицы.

Фото: Мария Попова. Стиль: Светлана Вашеняк. Текст: Анна Федина

Слева направо. На Терезе Мавике: платье из шифона, Gucci. На Катерине Чучалиной: шелковое платье, Solace London; туфли, By Far; (здесь и далее) металлические серьги, Saint Laurent by Anthony Vaccarello; металлическое колье, Chloé. На Франческо Манакорда: шерстяные пиджак, пуловер и брюки, кожаные ботинки, все Prada.

Cвятые варвары». «ГЭС‑2», который откроется двухлетней программой с таким названием, намерен поставить вопрос ребром. Не наш извечный «кто виноват и что делать?». А, пожалуй, даже более животрепещущий: кто мы с вами, жители современной России, такие? Где зерно истины, затерявшееся между клише о святых и варварах, матрешках и медведях, особом пути и мосте между Европой и Азией?

Вообще, вопрос, что такое настоящая Россия и какие истории про нее надо рассказывать, чтобы сломать стереотипы, волнует уроженку итальянского Бонефро и главного идеолога «ГЭС‑2» Терезу Мавику всю сознательную жизнь. Причем территорию, на которой надо искать ответы, — искусство — она нащупала довольно быстро. Выпускница Университета Востока в Неаполе по специальности «советология», Тереза приехала в 1989 году изучать в Академии имени Плеханова новый закон о кооперативах. Собиралась на три месяца, а осталась на всю жизнь, потому что поняла, что самое классное тут — не сухие теории, а люди, причем самые яркие из них — художники.

Ее многолетнее сотрудничество с пятым номером в списке «Форбс» Леонидом Михельсоном во многом началось с разговора о том, что наша страна не умеет себя «продавать». «Я говорила, что Россия общается с миром языком политики и экономики, а если бы общалась языком культуры, у нее сложился бы совсем другой образ, — у Терезы теплая улыбка и очаровательный итальянский акцент. — Узнав, что я из Италии, люди мне отвечают: «О, какая прекрасная страна! Страна искусства». При этом в ней существует огромное количество проблем, но о них мало кто вспоминает. И с Россией может быть то же самое. В первую очередь ее должны считать страной музыки, балета, литературы, художников. Но для этого про нее надо рассказывать правильные истории».

В 2009 году Михельсон и Мавика основали фонд V‑A‑C, названный в честь дочери Леонида «Виктория — искусство быть современным». Виктория Михельсон, изучавшая современное искусство в Британии и Америке, сейчас занимает пост директора по развитию и, говорят, принимает самое непосредственное участие в работе фонда, но держится вне софитов. Так вот, все эти годы V‑A‑C занимался главным образом тем, что рассказывал истории о России европейским интеллектуалам и модной публике. Привозил в Венецию, где с 2017 года окончательно обосновался в палаццо на набережной Дзаттере, молодых русских художников вроде Арсения Жиляева и показывал их рядом с европейскими мэтрами. Доказывал, что российское искусство не ограничивается Малевичем и Кабаковым. А в Москве устраивал арт-интервенции то в подзабытые залы, например в Музей революции 1905 года на Красной Пресне, то в, казалось бы, такие неприступные оплоты классики, как Третьяковская галерея.

«Мы все время находились между институциями, между городами, — говорит Катерина Чучалина, старший куратор V‑A‑C. — Мы старались связать между собой людей, события и контексты, и теперь эта сеть настолько уплотнилась, что она материализуется в виде огромного пространства в центре Москвы».

В 2014 году фонд приобрел построенное в 1907 году здание бывшей электростанции на Болотной набережной и заказал архитектору Ренцо Пьяно, автору Центра Помпиду, реконструкцию стоимостью примерно 150 миллионов евро. Не зря Тереза Мавика когда-то подкупала Леонида Михельсона, не только бизнесмена, но и инженера-строителя по образованию, словами: «Все, что будет построено, со временем изчезнет, навсегда останется только культура. Нет больше Римской империи, но есть Колизей, нет больше Медичи, но есть галерея Уффици. Вот что следует делать: сегодня создавать наследие на завтра».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выживут только любовники Выживут только любовники

Стейси Мартин — о новом фильме про любовь и многослойности в моде и кино

Vogue
Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время» Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время»

Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней

Караван историй
Пробуждение жизни Пробуждение жизни

Как Валерия Володина стала героиней настоящего триллера

Vogue
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Мужчина года: Евгений Чебатков Мужчина года: Евгений Чебатков

Это год Чебаткова, сумевшего объединить Казахстан и Россию, рэп и стендап

Glamour
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Мы все немного дураки? Мы все немного дураки?

Глупость – часть человеческой природы!

Psychologies
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
Читаем Читаем

Книги о мечтателях, бунтарях, романтиках, о тех, кто не сдается и меняет правила

СНОБ
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Зарплатно-гендерный вопрос Зарплатно-гендерный вопрос

Удовлетворенность размером зарплаты среди мужчин и женщин практически сравнялась

Ведомости
Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря Теория крохотных черных дыр Стивена Хокинга, нашла подтверждение на дне моря

Ученые, кажется, нашли крошечную черную дыру, о которой писал Стивен Хокинг

ТехИнсайдер
Рабочий детокс Рабочий детокс

Можно ли успешно бороться с токсичным общением в рабочей переписке?

Ведомости
Аппетит приходит вовремя Аппетит приходит вовремя

Испытываете чувство вины по поводу своего пищевого поведения?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Суперджет» стал еще роднее «Суперджет» стал еще роднее

Полет нормальный: сможет ли «Суперджет» окончательно приземлиться в России?

Монокль
Жить свою жизнь Жить свою жизнь

Как начать новую жизнь в ситуации эмоционального выгорания?

Новый очаг
Прирожденные экстремалы Прирожденные экстремалы

Кто живет в горячих источниках, вечной мерзлоте и Марианской впадине?

Вокруг света
Закадрович и не только Закадрович и не только

Самые необычные прозвища советских актеров

Лиза
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
На лице написано На лице написано

Термин «кортизоловое лицо» будоражит просторы интернета. Что это такое?

Добрые советы
«Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии «Засветиться» в инфополе и почаще выходить из дома: как быстро завести знакомства в новой профессии

Как создать полезные связи в условиях ограниченной очной коммуникации?

Inc.
Летающий крейсер — бородач Летающий крейсер — бородач

Бородач — птица в целом неопасная, но очень специфическая

Знание – сила
Вяление Вяление

Вяление и его производные дают интересные и порой неожиданные результаты

Bones
Есть контакт! От клеточной адгезии к нетоксичной терапии рака Есть контакт! От клеточной адгезии к нетоксичной терапии рака

Есть ли вещества, которые могут содействовать здоровой адгезии при лечении рака?

Наука и жизнь
Курс на технологическую независимость Курс на технологическую независимость

В этом году стартовал новый нацпроект в АПК

Агроинвестор
Нежные чувства Нежные чувства

Твой ребенок впервые влюбился. И, конечно, думает, что ты ничего не понимаешь

Лиза
Посредники между небом и землею Посредники между небом и землею

Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – сила
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Новость, ставшая бомбой Новость, ставшая бомбой

Потсдамская конференция вошла в историю и как стартовая площадка ядерной гонки

Дилетант
Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове

Многие называли Олега Стриженова гордецом, а он просто был свободным человеком

Караван историй
Открыть в приложении