Таус сияющая
Надежда и опора современного российского искусства Таус Махачева — о проектах от Шанхая до Ливерпуля и о том, как в одиночку изменить мир вокруг.
Если бы высшим мерилом успеха художника была институциональная востребованность, то Таус Махачевой давно следовало бы «сложить кисти» и наслаждаться заслуженным местом в вечности — проекты и выставки в ММОМА, в Центре Помпиду, на 12‑й «Манифесте», на Рижской, Московской, Шанхайской, Ливерпульской, Шарджской и Венецианской биеннале. Все — не достигнув 36 лет, отметки, после которой художник переходит из ряда молодых в зрелых и бывалых. «Видишь, у меня висит большой лист со всеми мировыми событиями, где я галочки ставлю. Моя цель — во всех поучаствовать по пять раз», — смеется Таус, переводя камеру скайпа на абсолютно пустую стену за спиной. Несмотря на совпадение наших арт-маршрутов, поймать художницу офлайн больше чем на светский small talk сложно. «У меня была цель — Венеция, Венеция, Венеция. И все: будет счастье, наконец-то я пойму, что я куда-то долезла. Но после участия в Венецианской биеннале ничего и не изменилось. Я долго грустила. В моей голове произошла радикальная смена ориентира, я поняла, что дело не в месте, а в самой возможности осуществлять проекты».
Разбирая искусство Махачевой, велик соблазн втиснуть его в красивую рамку, состоящую из интереса к национально-дагестанскому; женскому и феминистическому; поэтически возвышенному и эстетически привлекательному (Таус — внучка Расула Гамзатова, сам бог велел). Все это с критическими настроем и юмором — идеальный набор для успеха. Но дело не в этом. Уроженка Махачкалы, выпускница Лондонского университета искусств и дизайна, колледжа Голдсмитс, РГГУ, а также Института проблем современного искусства Таус невероятно упорная и точно знает, какого результата хочет достичь. Для работы «Быстрые и неистовые» про маскулинный мир дагестанских стритрейсеров она обила мехом джип и научилась его водить. Для видео «Канат» брала уроки хождения по канату. Наловчилась печь торт для проекта «Каспийское море». Делать скульптурирующий массаж лица для спа-перформанса в Ливерпуле. Постоянная проверка на прочность понятия нормы, повышенная эмпатия и вдумчивое самокопание при откровенно некоммерческом характере работ похоже на искусство ради самой жизни, а не ради славы и галочек в чек‑листе.