Интересные истории о шедеврах Эрмитажа, на которые едут посмотреть со всего мира

EsquireКультура

Виртуальная экскурсия по Эрмитажу: 12 шедевров искусства и истории о них, которые вы не найдете в "Википедии"

Арина Романцевич

0:00 /
1502.946

На прошлой неделе Apple представили 5-часовой фильм-экскурсию по Эрмитажу, снятый одним дублем (что особенно актуально, пока музеи один за другим уходят на карантин до 10 апреля). В фильм вошли более 600 произведений из постоянной экспозиции музея. Esquire выбрал из них 12, поговорил с сотрудниками Эрмитажа — и рассказывает дюжину занимательных историй о шедеврах, посмотреть на которые в Петербург едут со всего мира.

Картина, которую продали, а она вернулась: Лоренцо Лотто, “Семейный портрет” (1523-1524)

Картина "Семейный портрет" Лоренцо Лотто полна загадок: спорят и о ее сюжете (надпись Homo Nunquam — «человек-никогда» — на листке, который мужчина держит в руках, может говорить, что на полотне изображена его умершая жена), и об истории ее нахождения в коллекции Эрмитажа.

Заведующая научно-методическим сектором Ольга Махо: «Эта работа — пример довольно редкого типа двойного портрета. Он не парный, когда у художника заказывают два отдельных портрета, а именно двойной. В последнее время принята довольно определенная точка зрения на то, кто изображен на картине — Антонио Альярди (дипломат, архиепископ. — Esquire) со своей женой Аполлонией Кассотти, потому что головной убор, который мы видим на даме, — это фамильный головной убор Кассотти. Очевидно, этот портрет был заказан супругом после смерти жены, потому что мужское лицо написано более живо, мягко, а женское — сухо (возможно, потому, что оно было написано по зарисовкам). Кроме того, у нее за спиной упавший занавес, что может быть указанием на то, что она уже скончалась».

Об этом полотне, помимо его ценности, известно, что в 1929 году Эрмитаж хотел его продать.

История такова: в 1920–1930-х годах советское правительство решило распродать часть музейных коллекций на Запад. Заняться этим поручили “Антиквариату” — объединению по экспорту и импорту антикварно-художественных вещей, образованному в 1925 году при Наркомате внешней торговли.

Картина Лотто «Портрет супругов» упоминается в списке для экспорта в журнале Особого совещания отдела Картинной галереи государственного Эрмитажа от 24 января 1929 года. Также в рапорте Шмидта (как и журнал, он опубликован в книге “Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи. 1928-1929” ) говорится, что картина поступила в запасы Эрмитажа из Гатчинского дворца музея по выбору заведовавшего тогда отделом А. Н. Бенуа в 1920 году. Бенуа в 1926 году устраивал выставку, посвященную итальянской школе, но «Портрет супругов» в нее не включил — он посчитал, что это полотно «недостаточно высоких качеств и неважной сохранности». Так что спустя три года картину решили продать.

Работу оценили в 200 000 рублей (эта цена указана в акте). Картина уехала в Германию на аукцион.

В газете “Сегодня” от июня 1929 года (№ 157) вышла карикатура на эту ситуацию, где изображены Сталин и антиквар:

Сталин: «Мало платите!..» Антиквар: «За краденое всегда платят половину».

“Краденой” работа называлась оттого, что подобные аукционы “грабили” культурное наследие страны — большевики продавали произведения искусства после революции 1917 года.

В той же книге есть комментарий о том, что работа Лотто была продана на аукционе в Берлине за 310 000 марок также в 1929 году — цена возросла в шесть раз по сравнению с эстимейтом, и портрет ушел в одну из парижских галерей, торгующих старым искусством. Однако сейчас работа находится в постоянной экспозиции Эрмитажа.

Как так вышло? Здесь история становится туманной. Скорее всего, картина вернулась в музей в 1931 году в числе других произведений, которые прибыли в 56 ящиках вместе с вещами «Антиквариата». Затем картина упоминается во внутреннем акте Эрмитажа от 29 сентября 1932 года. “Вариантов много: покупатель мог не выкупить лот, но и аукционная фирма могла объявить о продаже, которой не было, чтобы скрасить впечатление от неудачного аукциона. Все могло быть…» — написал о полотне Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.

Роспись, под которую построили дворец: Лоджии Рафаэля в Эрмитаже

Прообразом галереи Лоджии Рафаэля в Эрмитаже послужила знаменитая галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная Рафаэлем. Находятся Лоджии в Новом Эрмитаже — в 1783–1792 годах построенном специально для проекта сооружении по проекту архитектора Джакомо Кваренги.

Юлия Денисова, методист научно-просветительского отдела Эрмитажа: «Про Лоджии Рафаэля нам не нужно строить догадок, потому что Екатерина II все сама рассказала своему репортеру во Франции Мельхиору Гримму, с которым она поддерживала общение в письмах. Она писала, что в один день, когда она проснулась в дурном настроении, в Петербурге была плохая погода и ей казалось, что день принесет несчастья и она умрет, она решила посмотреть на те альбомы с гравюрами, что ей прислали из Рима. Гравюры воспроизводили росписи Лоджии Рафаэля в Ватикане. Екатерина II, посмотрев на эти альбомы, пришла в хорошее расположение духа, ей все понравилось, и она решила, что такие же «божественные росписи» должны быть у нее в Петербурге. Так сложился заказ.

Художники работали прямо в Риме — К. Унтерпергер собрал команду, и далее они копировали уже на месте. Транспортировать работы было нетрудно, так как копии были выполнены на холсте. Когда холсты прибыли в Петербург на кораблях, на месте уже шло строительство: архитектор Джакомо Кваренги приехал в Петербург, уже зная желания Екатерины, так что у него были готовые чертежи Ватиканских лоджий Рафаэля.

Архитектурное решение лоджии немного отличается от оригинального ввиду петербургского климата — холсты помещены на стенах и потолке. Копии, конечно, не на сто процентов повторяют оригинал, но в основном разница состоит в небольших декоративных деталях».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самые смертельные пандемии от доисторических времен до XXI века Самые смертельные пандемии от доисторических времен до XXI века

Самые страшные заболевания в истории

Maxim
Елизавета Зарубина: образцовая шпионка, не знавшая провалов Елизавета Зарубина: образцовая шпионка, не знавшая провалов

Разведка — женское дело

Cosmopolitan
Не геном единым: гомосексуальность – это сложно Не геном единым: гомосексуальность – это сложно

Ученые признаются, что не знают, почему люди предпочитают партнеров своего пола

Naked Science
15 историй 15 историй

Ирина Дубцова рассказывает истории создания ее 15 любимых треков

OK!
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Вне времени Вне времени

TAG Heuer, всемирно известный швейцарский бренд, соединил невозможное

Популярная механика
Лучшие дома Помпей Лучшие дома Помпей

Заглянем в жилища древних помпейцев

N+1
Как правильно готовить блины: к Масленице и не только (рассказывают шефы московских ресторанов) Как правильно готовить блины: к Масленице и не только (рассказывают шефы московских ресторанов)

Каждый год в Масленичную неделю вся Россия начинает готовить и есть блины

Esquire
Виктор Цой. 1980 – 1983 Виктор Цой. 1980 – 1983

В компанию к панк-музыканту по прозвищу Свин попадает Виктор Цой

Esquire
Неформат Неформат

Неформатный мотоцикл, который не хочет укладываться в рамки одного жанра

Мото
Диана Арбенина: «Семья — это наше равновесие» Диана Арбенина: «Семья — это наше равновесие»

Диана Арбенина — о качествах настоящего профессионала и главной асане в жизни

Yoga Journal
Мультимиллионеры расквартировывают активы Мультимиллионеры расквартировывают активы

Эксперты проанализировали инвестиционные предпочтения самых богатых россиян

РБК
Чек-лист: 8 полезных привычек тех, кто никогда не болеет Чек-лист: 8 полезных привычек тех, кто никогда не болеет

Секреты богатырского здоровья или вся тайна в здоровых привычках

Cosmopolitan
ВТБ отделил зерна от Kernel ВТБ отделил зерна от Kernel

Крупнейший российский госбанк выкупил долю украинского агрохолдинга

РБК
Иди и смотри Иди и смотри

Пеший туризм переживает настоящий ренессанс

GQ
Как сделать ношение маски более комфортным Как сделать ношение маски более комфортным

Вспоминай, что нужно носить не противогаз, а всего-лишь маску

Maxim
Серый кардинал. Кто на самом деле решал судьбу русской живописи Серый кардинал. Кто на самом деле решал судьбу русской живописи

Без него невозможно представить судьбу русской живописи и Третьяковской галереи

Forbes
Гуппи не стали конкурировать с братьями за самку Гуппи не стали конкурировать с братьями за самку

Самцы гуппи предпочитают самок, за которыми еще не ухаживают

N+1
Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
10 отличных сериалов на Netflix для запойного просмотра 10 отличных сериалов на Netflix для запойного просмотра

Пришло время посмотреть все сериалы, которые пылились в списке must-see

Esquire
Как инстаграм стал для модных брендов важнее дизайна Как инстаграм стал для модных брендов важнее дизайна

Почему даже Дома моды перестали создавать революционно новые вещи

GQ
Как запутать человека Как запутать человека

Чтобы сбить человека с мысли, достаточно облить его молоком и поджечь

Maxim
18 прозвищ автомобилей из СССР 18 прозвищ автомобилей из СССР

Едва ли не каждый из советский автомобилей удостаивался персонального прозвища

Maxim
«Заплаканные» глаза: 7 бьюти-приемов, которые портят твой макияж «Заплаканные» глаза: 7 бьюти-приемов, которые портят твой макияж

Ошибки в макияже глаз, которые создают эффект уставшего вида

Cosmopolitan
Маслом не испортишь Маслом не испортишь

Косметическое масло может стать настоящей палочкой-выручалочкой в уходе за лицом

Худеем правильно
7 зарубежных стендап-комиков, которые покорили российских зрителей 7 зарубежных стендап-комиков, которые покорили российских зрителей

Юмор понятен каждому независимо от места рождения

РБК
«Мы уже шагнули в новую цифровую реальность» «Мы уже шагнули в новую цифровую реальность»

Интервью с председателем правления банка «Новый век» Вадимом Мартыновым

Forbes
Управляемая Конституция Управляемая Конституция

Как российская власть 27 лет обходилась без правки Основного закона

Огонёк
Арт-терапия Арт-терапия

Дизайн–дуэт Паломба вдохнул новую жизнь в старинное палаццо в Апулии

SALON-Interior
Каково это — быть отцом в декрете. Истории русских мужчин, которые выбрали уход за детьми вместо работы Каково это — быть отцом в декрете. Истории русских мужчин, которые выбрали уход за детьми вместо работы

Истории героев, которые ломают привычные гендерные социальные роли

Esquire
Открыть в приложении