Силы света
Настоящие чудо-женщины не летают под облаками с лассо, зато спасают нас от ковида, помогают детям и бездомным, выращивают органы в пробирке и бесконечно вдохновляют.
Дарья Байбакова, «Ночлежка»
Десять лет Байбакова работала финансовым аудитором. Международная компания, медицинская страховка, весомый доход. Все это Даша променяла на зарплату в два раза меньше, общественное осуждение и постоянное лобовое столкновение с трагедиями. Взамен получила то, что хотела, — возможность помогать людям. Именно этим занимается благотворительная организация «Ночлежка». Тридцать лет проект всесторонне поддерживает бездомных в Петербурге, а в 2018‑м стартовал в Москве. Байбакова, директор московского филиала, присоединилась к «Ночлежке» три года назад и жалеет лишь об одном — что не сделала этого раньше.
Тема бездомности в России стигматизированная и непопулярная. Легче всего пройти мимо, отмахнуться, решить: сами виноваты. Помогать бездомным людям выбраться с улицы, а обществу не закрывать глаза на проблему — задача повышенной сложности. Дарья любит решать именно такие и точно знает, что помощь бездомным может быть красивой, вдохновляющей и модной: «Это такой рок‑н-ролл благотворительности. Помогать бездомным решаются только самые смелые». Среди них Александр Сокуров, рэпер Face, Муся Тотибадзе.
«Бездомность — не личный выбор, а череда бед в жизни человека, с которыми он в одиночку не может справиться. Это временное состояние: сегодня бездомный, завтра домашний. Среди наших клиентов есть мужчина с тремя высшими образованиями, есть молодой человек, у которого на митинге украли документы, и он не может вернуться в родной город. Никто не застрахован от того, чтобы оказаться на улице», — говорит Дарья.
Таких людей Байбакова видит каждый день: в здании «Ночлежки» в Бумажном проезде ее офис расположен на том же этаже, что и консультационная служба, где есть Wi‑Fi и библиотека. Здесь современный ремонт, тепло, светло и радостно. Самые важные слова, которые Даша слышит от журналистов, филантропов и гостей: «Я бы хотел тут жить». Высокая оценка доказывает, что Байбакова не зря боролась с равнодушием чиновников и непринятием части жителей района Беговой: перспектива соседства с бездомными вызвала волну протестов и даже угроз в адрес самой Даши. «Бездомные люди часто плохо пахнут и выглядят не потому, что им так нравится. Просто им негде бесплатно постирать одежду и принять душ». Поэтому в планах Байбаковой открыть «Душевую», «Культурную прачечную» и «Реабилитационный приют» на 24 места. Тем временем многие соседи уже стали волонтерами проекта.
По будням «Ночной автобус» — тоже от «Ночлежки» — кормит горячим супом примерно сотню людей. Еду готовят бар «Стрелка» и «Кухня на районе». «Потому что люди, которые приходят к нам за помощью, ничем не отличаются от нас», — объясняет Даша. Сама она каждый месяц раздает миски с супом.
Перед началом рабочего дня Байбакова варит кофе себе и бездомным, сидящим в очереди к соцработникам, юристам или психологам консультационной службы. В «Ночлежке» не эксплуатируют чувство вины и не давят на жалость. А лучше расскажут историю человека, который был бездомным, а теперь работает поваром в отеле Hilton в Петербурге. И это не выдуманный хеппи-энд. Даша точно знает: важно бороться не с бездомными, а с бездомностью. Чтобы помочь бездомному человеку, не нужны супертехнологии или сверхспособности. Нужно просто не пройти мимо.
Анастасия Владычкина, «Явь»
Через три дня после ареста Алексея Навального стрит-арт-группа «Явь» нарисовала в центре Петербурга иконку телефонной батареи с «красным», почти закончившимся зарядом и подписью «Терпение». Фронтвумен «Яви» Анастасия Владычкина объясняет: «Мы сделали эту работу, чтобы не было стыдно перед самими собой, мы не могли не отреагировать: идея появилась еще в мае, но после ареста Навального терпение закончилось». Стрит-арт, ставший одним из символов январских протестов, закрасили через восемь часов. Через неделю на митинге Анастасия встретила топ-менеджера крупного клиента «Яви» — художники делают на заказ росписи для солидных девелоперских проектов. «Я спросила: «Вы тут случайно?» Она ответила: «Нет», и дальше мы пошли вместе».
В университете Владычкина изучала юриспруденцию: остросоциальное уличное искусство она совмещает с частной юридической практикой. «Если бы я могла вернуться в 11‑й класс, то пошла бы учиться на астрофизика: космос будет существовать, даже если исчезнет человечество. Естественные науки — это не социальный конструкт, поэтому изучение устройства Вселенной — самое важное для меня», — признается Анастасия. В свободное время она смотрит фильмы BBС о космосе и ищет ответы на вопросы в группах «ВКонтакте» для научных сотрудников МГУ и Пулковской обсерватории — среди них, кстати, есть фанаты «Яви». «Во Вселенной планет и звезд больше, чем звуков, которые произнесло человечество с момента появления» — ее любимая цитата.
В портфолио «Яви» есть работа, в которой тема космоса соединяется с феминистской повесткой: мурал на типичном петербургском брандмауэре «Терешкова: через тернии к звездам». Создан он в 2019 году, еще до проекта поправок в Конституцию, так что тут никакой политики, только женщина во Вселенной.
Космос и политика для Насти неразделимы: «Позорные запуски ракет, низкие зарплаты ученых, отсутствие научно-технического прогресса — все тесно связано с политикой. Кроме того, в российской космической отрасли процветает сексизм и мизогиния: за всю историю полетов у нас было 120 мужчин и только 4 женщины-астронавта. Недавно Арабские Эмираты вывели на орбиту спутник, научная команда его создателей на 80 % состояла из женщин — это немыслимо для России».
В стрит-арте сексизма не меньше. На один фестиваль паблик-арта, где уличные художники «бомбили» изображения на стенах домов, организаторы сначала не хотели брать «Явь». «Они испугались, когда поняли, что в команде в основном девушки. Считается, что женщины боятся высоты и им тяжело рисовать на подъемнике. Мне же физически сложней уборку дома сделать. Еще раньше меня очень бесило, когда я выкладывала новую работу «Яви» в соцсети, а затем получала в личку сообщения «класс, парни!», хотя в нашей команде парень только один. Я отвечала: спасибо, но пол мы пока не меняли».
Сейчас любимое детище Насти — мобильное приложение AR Hunter. «С его помощью уничтоженные уличные работы обретают вторую жизнь в дополненной реальности — наводишь телефон на стену и видишь виртуальный «культурный слой». Пока AR Hunter работает лишь в Питере, но скоро выйдет обновление для других городов, а некоторые фишки будут доступны по всей стране. И работа «Терпение» будет мигать красным зарядом столько, сколько потребуется.