Первопроходцы мира цифровой моды рассказывают, чего нам ждать

VogueМода

Потусторонние силы

Виртуальная корона Dolce & Gabbana для встреч в Zoom, платье, которое, как цветок, распускается прямо на хозяйке, кроссовки из бульона и миллионы ожидаемой прибыли — первопроходцы мира цифровой моды рассказывают, чего нам ждать за гранью реальности.

Текст: Анна Федина, Диляра Теляшева

«Главное — не бояться нового, — говорит 31‑летняя журналистка по образованию Дарья Шаповалова, когда я спрашиваю, как гуманитарию хватило духу нырнуть в мир цифровых платьев, аватаров и невзаимозаменяемых токенов. — Я часто замечала в традиционном фэшн-мире, что люди в принципе не очень готовы откликаться на инновации. И понимала, что это не мой путь. Я зачитывалась историями создательниц Rent the Runway, Net-a‑Porter и других компаний, которые предлагали новые подходы к шопингу. Натали Массне всегда вызывала у меня восхищение. Когда я приехала в Штаты, конечно, было страшновато, но мир технологий оказался совсем другим. Здесь все открыты новому, готовы учиться и делиться опытом».

Дарья Шаповалова, создательница маркетплейса DressX

Бывшая ведущая программы про моду, основательница Mercedes-Benz Kiev Fashion Days и создательница шоурума восточноевропейских дизайнеров More Dash четыре года назад уехала из Киева в Сан-Франциско получать MBA. А в августе 2020‑го с многолетней соратницей Натальей Моденовой запустила диджитал-маркетплейс DressX, который теперь вся западная пресса, от Business of Fashion до Forbes, ставит в пример, когда начинает объяснять, что такое мода будущего и цифровая одежда. С момента основания стартап привлек $5 миллионов инвестиций.

«Мы сразу ставили себе несколько целей, — рассказывает Дарья. — Во-первых, в какой-то момент показалось, что все вокруг решили стать дизайнерами, и мы подумали, что это уже перебор. Если каждый будет пробовать себя в производстве одежды, это будет очень затратно и для планеты, и для людей, которые решат вложить деньги, время, силы в бренд с туманными перспективами. В этом смысле гораздо менее болезненно будет проверить себя в диджитал-фэшне и посмотреть, получается ли у вас набирать аудиторию и монетизировать ее».

Вторая цель — подарить вечную цифровую жизнь хрупким шедеврам моды. «Во время учебы нам показывали фотографию невероятного платья Кристиана Диора. Оно упомянуто во всех учебниках для дизайнеров, но законсервировано где-то в недрах музея в Сан-Франциско, и никто не рискует вынести его на свет и показать зрителям, потому что велика вероятность, что оно просто рассыплется. И вот такие вещи надо поскорее перенести в диджитал-архивы, чтобы наши потомки и через пять поколений могли не просто увидеть всю эту красоту, но и примерить ее с помощью AR».

Оцифровкой модных архивов, по словам Дарьи, DressX уже вовсю занимается, но раскрыть имя Дома пока не может. Зато обещает на старте года новую коллаборацию с Balmain. Прошлой осенью горящее огнем платье, созданное в сотрудничестве с геймерским брендом Altava для Vogue Сингапур, продали за $10 500. Деньги поделили на всех участников коллаба, поэтому в итоге получилось не так много. Не столь распиаренные новинки на сайте Шаповаловой временами приносят даже больше. И это даже не NFT, где цены могут доходить до сотен тысяч долларов. DressX как раз работает над созданием маркетплейса для торговли токенами.

Пионеры цифровой моды, говоря о будущих сверхдоходах своей отрасли (без этой цели никуда), как один, ссылаются на успех Dolce & Gabbana, которые в октябре продали с NFT-аукциона девять цифровых и аналоговых вещей на $6 миллионов. Самым дорогим лотом стала тиара с семью сапфирами и 142 бриллиантами — она ушла за $1,2 миллиона. Но диджитал-корона с «камнями, не существующими в реальной жизни» не очень отстала от классической драгоценности — ее оценили в $800 тысяч. Когда технологии еще немного продвинутся вперед, виртуальную корону можно будет не только примерять для фото в инстаграме, но и надевать на переговоры в Zoom.

И все-таки кто эти люди, готовые тратить миллионы на аксессуар из пикселей? «Ребята, которые заработали состояния на криптовалюте и теперь думают, куда эти деньги вложить. Это в основном крутые инженеры, гики».

Но самые известные гики, будь то Стив Джобс или Марк Цукерберг, никогда не были замечены в пристрастии к моде. «Да, они не тратят время на то, чтобы наряжаться самим, но миры, которые они строят, суперстильные. И тем ребятам, с которыми я общаюсь, интересно все про фэшн: выставки, показы, передовые разработки. Но это новое поколение, они не будут покупать реальную вещь за 100 тысяч, они скорее вложат их в стартап или криптовалюту. И в этом смысле NFT-корона — это для них прикольно. Можно показывать друзьям, а можно перепродать».

Точно так же, как диджитал-арт, который стал набирать обороты даже раньше моды. «Я всегда мечтала о коллекции цифрового искусства, — говорит Дарья. — Оно не портится, его не надо страховать или перевозить. Как подумаю о том, сколько раз я переезжала, мне страшно становится, а если еще картины и статуи грузить… Я недавно была на выставке медиахудожника Рефика Анадола, увидела эти сцены с AR‑проекциями и поняла, что как минимум одна стена в моем доме должна быть такой. Сколько можно жить среди белых поверхностей?! И конечно, я тоже думаю о любой покупке как о возможности или потратить деньги, или в перспективе их преумножить».

К слову, про деньги. Одним из главных достоинств диджитал-моды и NFT в частности Шаповалова считает, во-первых, возможность четко отслеживать подделки, а во-вторых, платить дизайнеру роялти с каждой перепродажи. «В обычном мире, если я купила сумку Chanel и потом ее продала, бренд не получит ничего. Мы возвращаем в мир моды справедливость. Или, например, захочет семья Кристиана Лакруа продать цифровые версии его архивов и заработает то, что на продаже винтажных вещей им уже ни за что не получить. Это же гениальная история. Но так позволяет сделать только NFT, где можно отследить историю вещи, поэтому мне кажется, что в будущем весь кутюр и большие дизайнеры будут продаваться за криптовалюту, а массмаркет останется, что называется, offchain — только для фото в инстаграме, без права перепродажи».

Экологичность, транспарентность, прибыльность — все это прекрасно, но как быть с тем фактом, что цифровые вещи выглядят так, будто созданы для инопланетян и страшно далеки от того, что считается модным на Земле? «Не все сразу, — смеется Шаповалова. — Мы сейчас активно привлекаем как раз подиумных дизайнеров, чтобы сгладить этот контраст. Но давайте не забывать, что цифровой моде всего пара лет, а классической — пара сотен. Во времена Чарльза Фредерика Ворта тоже был только кутюр для самых богатых и эксцентричных, практичный прет-а‑порте появился гораздо позже. И нет, офлайн-мода не исчезнет. Лет через 5‑10 мы будем существовать в двух мирах, аналоговом и цифровом, и в каждом у нас будет свой гардероб. Сопротивляться бесполезно, пора пополнять виртуальные шкафы». 

Алиса Аульбекова и  Паула Селло, создательницы марки Auroboros

«Что такое классический кутюр? Это произведение искусства, созданное руками дизайнера по индивидуальным меркам заказчика. У нас то же самое, только к привычно трехмерной вещи мы добавляем четвертое измерение — время. После того как мы запускаем химическую реакцию, платье в течение 6‑12 часов растет и распускается прямо на теле. И получается кутюр XXI века — в современном мире впечатления, новый опыт не менее важны, чем возможность обладать роскошным нарядом. А когда процесс заканчивается, кристаллы опадают, как лепестки, и это напоминание о цикличности всего на свете, о смерти и о необходимости ценить каждый момент жизни», — говорят создательницы бренда Auroboros 23‑летняя Алиса Аульбекова и 25‑летняя Паула Селло, которые в сентябре на выставке в Музее Виктории и Альберта показали свою коллекцию Biomimicry, где смешаны реальные и цифровые вещи.

Впрочем, даже реальное выглядело фантастически. Платье из переработанного пластика и кристаллов соли, которые оплетали фигуру на глазах у изумленной публики, в течение недели (процесс кристаллизации можно замедлять) демонстировал первый робот-художник Ai‑Da.

Более наглядный симбиоз моды, искусства и технологии сложно придумать, но возможно ли такой наряд носить человеку из плоти и крови? «Конечно! Нас недавно спросили, можно ли его стирать в машинке, — нет, но вы и классический кутюр стирать не будете. А носить можно, только очень аккуратно. Химический процесс запускается в миниатюрном аксессуаре, который прикрепляется к платью, как если вы бы украсили камелией платье Chanel. А когда кристаллы осыпаются, остается основа — можно сравнить ее с тканью, по которой дизайнер вышивает узор. Так что голой вы не останетесь. Но, конечно, это скорее концептуальный проект, целью которого было заявить о бренде и о нас как дизайнерах, увлеченных природой и инновациями, стремящихся проложить дорогу новому поколению создателей и обладателей кутюра. Мы хотели создать платье, которое отражало бы современность. Мы сегодня столько говорим о гендерной флюидности, о праве самим выбирать, какими мы хотим быть, о том, что мода как зеркало общества должна создавать вещи, которые будут меняться под стать хозяйке».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разгадали знак «бесконечность» Разгадали знак «бесконечность»

Что поможет нам оставаться молодыми и каковы наши шансы на бессмертие?

Vogue
Maruv Maruv

Певица рассказала о желании получить Нобелевскую премию и полететь в космос

ЖАРА Magazine
Рецепт будущего Рецепт будущего

Кухня‑2030: стейки, выращенные в пробирке или напечатанные на 3D‑принтере

Vogue
TikTok и Instagram: почему цифровая зависимость опасна для детей и как этому противостоять TikTok и Instagram: почему цифровая зависимость опасна для детей и как этому противостоять

Видео, игры и скроллинг соцсетей действуют на мозг детей как наркотик

Популярная механика
#тело #тело

Средства, которые и успокоят, и взбодрят, и защитят от вирусов

Glamour
«Ирина Салтыкова клевая»: как изменилась самая сексуальная певица 90-х? «Ирина Салтыкова клевая»: как изменилась самая сексуальная певица 90-х?

Глядя на эти фото кажется — годы не властны над красавицей Ириной Салтыковой

Maxim
На свою голову На свою голову

Модные укладки без ущерба для природы

Vogue
Собаки способны замечать нарушения законов физики Собаки способны замечать нарушения законов физики

Собаки искренне удивляются, когда законы физики нарушаются

National Geographic
Неожиданные образы и эксперименты с укладкой — почему парики снова в тренде Неожиданные образы и эксперименты с укладкой — почему парики снова в тренде

Парик становится неотъемлемым бьюти-аксессуаром

Cosmopolitan
9 вещей, которые радуют и раздражают владельцев Toyota 9 вещей, которые радуют и раздражают владельцев Toyota

Легендарная надежность, часы из 1980-х — самые характерные черты Toyota

РБК
Мы не подходим друг другу: как вежливо отказать потенциальному работодателю Мы не подходим друг другу: как вежливо отказать потенциальному работодателю

Как правильно и корректно отказать работодателю в предложении работы

Forbes
8 лучших сериалов о предпринимателях 2021 года 8 лучших сериалов о предпринимателях 2021 года

Эти истории, которые способны удивить или замотивировать вас заняться бизнесом

Inc.
Новгородцам XI века приглянулось катание на костяных коньках Новгородцам XI века приглянулось катание на костяных коньках

Катание на коньках было популярно во второй половине XI — начале XIII века

N+1
Сергей Саркисян: Дети рецессии. Почему россияне боятся инвестировать Сергей Саркисян: Дети рецессии. Почему россияне боятся инвестировать

Число участников финансового рынка в России за последние два года выросло

СНОБ
Конфета в царском рукаве: удивительная находка в Эрмитаже Конфета в царском рукаве: удивительная находка в Эрмитаже

Что нашли в рукаве платья сестры Николая II

National Geographic
Кремниевая механика: как достигается атомная точность хода часов Кремниевая механика: как достигается атомная точность хода часов

В учебниках каменный, бронзовый и железный века сменятся веком кремния

Популярная механика
Carrie-Anne Мoss Carrie-Anne Мoss

О нелюбви к новым технологиям и о том, почему все мы давно загружены в Матрицу

Elle
Как заставить себя заниматься спортом дома Как заставить себя заниматься спортом дома

Как не растерять активность и заниматься спортом дома?

Лиза
В чем разница между белым и коричневым сахаром В чем разница между белым и коричневым сахаром

В чем отличия между белым и коричневым сахаром, и какой из них полезнее?

Популярная механика
7 причин, почему трескаются губы – и как их быстро залечить 7 причин, почему трескаются губы – и как их быстро залечить

Потрескавшиеся губы – самая, кажется, распространенная «зимняя» проблема

Cosmopolitan
Можно ли покрыть Сахару солнечными батареями? Можно ли покрыть Сахару солнечными батареями?

Может ли пустыня стать идеальным местом для производства солнечной энергии?

Популярная механика
Робинзонша: как изнеженная аристократка выжила на необитаемом острове Робинзонша: как изнеженная аристократка выжила на необитаемом острове

Французская аристократка Маргарет де Роберваль пережила приключение Робинзона

Cosmopolitan
Как в зоопарке вылечили гориллу: фото Как в зоопарке вылечили гориллу: фото

28-летний самец западной равнинной гориллы подхватил воспаление легких

National Geographic
Специальный проект — Гороскоп 2022 Специальный проект — Гороскоп 2022

Астрологический прогноз на весь 2022 год

Vogue
В болезни и здравии: как с годами менялась внешность княгини Монако Шарлен В болезни и здравии: как с годами менялась внешность княгини Монако Шарлен

Как княгиня Монако Шарлен менялась последние 13 лет

Cosmopolitan
Чистка экосистемы, диалог с ЦБ и борьба с «Яндексом»: что «Сбер» рассказал инвесторам Чистка экосистемы, диалог с ЦБ и борьба с «Яндексом»: что «Сбер» рассказал инвесторам

Сбербанк подвел итоги первого года работы с новой трехлетней стратегией

Forbes
Нео на пенсии или пародия на современный Голливуд: какой получилась новая «Матрица» Нео на пенсии или пародия на современный Голливуд: какой получилась новая «Матрица»

Как новая «Матрица» стала одновременно пародией и оммажем оригинальной серии

Forbes
Этика wow-опыта Этика wow-опыта

Приоткрываем дверь в мир закрытых секс-вечеринок

Playboy
Археологи впервые нашли в Британии останки распятого римлянами человека Археологи впервые нашли в Британии останки распятого римлянами человека

Археологи раскопали недалеко от Кембриджа римское поселение и пять некрополей

N+1
Праздничный «сезон покупок» может повлечь катастрофические затраты. Страшные, но не для вашего кошелька Праздничный «сезон покупок» может повлечь катастрофические затраты. Страшные, но не для вашего кошелька

Связь между изменением климата и продуктами, которые мы покупаем

Популярная механика
Открыть в приложении