Первопроходцы мира цифровой моды рассказывают, чего нам ждать

VogueМода

Потусторонние силы

Виртуальная корона Dolce & Gabbana для встреч в Zoom, платье, которое, как цветок, распускается прямо на хозяйке, кроссовки из бульона и миллионы ожидаемой прибыли — первопроходцы мира цифровой моды рассказывают, чего нам ждать за гранью реальности.

Текст: Анна Федина, Диляра Теляшева

«Главное — не бояться нового, — говорит 31‑летняя журналистка по образованию Дарья Шаповалова, когда я спрашиваю, как гуманитарию хватило духу нырнуть в мир цифровых платьев, аватаров и невзаимозаменяемых токенов. — Я часто замечала в традиционном фэшн-мире, что люди в принципе не очень готовы откликаться на инновации. И понимала, что это не мой путь. Я зачитывалась историями создательниц Rent the Runway, Net-a‑Porter и других компаний, которые предлагали новые подходы к шопингу. Натали Массне всегда вызывала у меня восхищение. Когда я приехала в Штаты, конечно, было страшновато, но мир технологий оказался совсем другим. Здесь все открыты новому, готовы учиться и делиться опытом».

Дарья Шаповалова, создательница маркетплейса DressX

Бывшая ведущая программы про моду, основательница Mercedes-Benz Kiev Fashion Days и создательница шоурума восточноевропейских дизайнеров More Dash четыре года назад уехала из Киева в Сан-Франциско получать MBA. А в августе 2020‑го с многолетней соратницей Натальей Моденовой запустила диджитал-маркетплейс DressX, который теперь вся западная пресса, от Business of Fashion до Forbes, ставит в пример, когда начинает объяснять, что такое мода будущего и цифровая одежда. С момента основания стартап привлек $5 миллионов инвестиций.

«Мы сразу ставили себе несколько целей, — рассказывает Дарья. — Во-первых, в какой-то момент показалось, что все вокруг решили стать дизайнерами, и мы подумали, что это уже перебор. Если каждый будет пробовать себя в производстве одежды, это будет очень затратно и для планеты, и для людей, которые решат вложить деньги, время, силы в бренд с туманными перспективами. В этом смысле гораздо менее болезненно будет проверить себя в диджитал-фэшне и посмотреть, получается ли у вас набирать аудиторию и монетизировать ее».

Вторая цель — подарить вечную цифровую жизнь хрупким шедеврам моды. «Во время учебы нам показывали фотографию невероятного платья Кристиана Диора. Оно упомянуто во всех учебниках для дизайнеров, но законсервировано где-то в недрах музея в Сан-Франциско, и никто не рискует вынести его на свет и показать зрителям, потому что велика вероятность, что оно просто рассыплется. И вот такие вещи надо поскорее перенести в диджитал-архивы, чтобы наши потомки и через пять поколений могли не просто увидеть всю эту красоту, но и примерить ее с помощью AR».

Оцифровкой модных архивов, по словам Дарьи, DressX уже вовсю занимается, но раскрыть имя Дома пока не может. Зато обещает на старте года новую коллаборацию с Balmain. Прошлой осенью горящее огнем платье, созданное в сотрудничестве с геймерским брендом Altava для Vogue Сингапур, продали за $10 500. Деньги поделили на всех участников коллаба, поэтому в итоге получилось не так много. Не столь распиаренные новинки на сайте Шаповаловой временами приносят даже больше. И это даже не NFT, где цены могут доходить до сотен тысяч долларов. DressX как раз работает над созданием маркетплейса для торговли токенами.

Пионеры цифровой моды, говоря о будущих сверхдоходах своей отрасли (без этой цели никуда), как один, ссылаются на успех Dolce & Gabbana, которые в октябре продали с NFT-аукциона девять цифровых и аналоговых вещей на $6 миллионов. Самым дорогим лотом стала тиара с семью сапфирами и 142 бриллиантами — она ушла за $1,2 миллиона. Но диджитал-корона с «камнями, не существующими в реальной жизни» не очень отстала от классической драгоценности — ее оценили в $800 тысяч. Когда технологии еще немного продвинутся вперед, виртуальную корону можно будет не только примерять для фото в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), но и надевать на переговоры в Zoom.

И все-таки кто эти люди, готовые тратить миллионы на аксессуар из пикселей? «Ребята, которые заработали состояния на криптовалюте и теперь думают, куда эти деньги вложить. Это в основном крутые инженеры, гики».

Но самые известные гики, будь то Стив Джобс или Марк Цукерберг, никогда не были замечены в пристрастии к моде. «Да, они не тратят время на то, чтобы наряжаться самим, но миры, которые они строят, суперстильные. И тем ребятам, с которыми я общаюсь, интересно все про фэшн: выставки, показы, передовые разработки. Но это новое поколение, они не будут покупать реальную вещь за 100 тысяч, они скорее вложат их в стартап или криптовалюту. И в этом смысле NFT-корона — это для них прикольно. Можно показывать друзьям, а можно перепродать».

Точно так же, как диджитал-арт, который стал набирать обороты даже раньше моды. «Я всегда мечтала о коллекции цифрового искусства, — говорит Дарья. — Оно не портится, его не надо страховать или перевозить. Как подумаю о том, сколько раз я переезжала, мне страшно становится, а если еще картины и статуи грузить… Я недавно была на выставке медиахудожника Рефика Анадола, увидела эти сцены с AR‑проекциями и поняла, что как минимум одна стена в моем доме должна быть такой. Сколько можно жить среди белых поверхностей?! И конечно, я тоже думаю о любой покупке как о возможности или потратить деньги, или в перспективе их преумножить».

К слову, про деньги. Одним из главных достоинств диджитал-моды и NFT в частности Шаповалова считает, во-первых, возможность четко отслеживать подделки, а во-вторых, платить дизайнеру роялти с каждой перепродажи. «В обычном мире, если я купила сумку Chanel и потом ее продала, бренд не получит ничего. Мы возвращаем в мир моды справедливость. Или, например, захочет семья Кристиана Лакруа продать цифровые версии его архивов и заработает то, что на продаже винтажных вещей им уже ни за что не получить. Это же гениальная история. Но так позволяет сделать только NFT, где можно отследить историю вещи, поэтому мне кажется, что в будущем весь кутюр и большие дизайнеры будут продаваться за криптовалюту, а массмаркет останется, что называется, offchain — только для фото в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), без права перепродажи».

Экологичность, транспарентность, прибыльность — все это прекрасно, но как быть с тем фактом, что цифровые вещи выглядят так, будто созданы для инопланетян и страшно далеки от того, что считается модным на Земле? «Не все сразу, — смеется Шаповалова. — Мы сейчас активно привлекаем как раз подиумных дизайнеров, чтобы сгладить этот контраст. Но давайте не забывать, что цифровой моде всего пара лет, а классической — пара сотен. Во времена Чарльза Фредерика Ворта тоже был только кутюр для самых богатых и эксцентричных, практичный прет-а‑порте появился гораздо позже. И нет, офлайн-мода не исчезнет. Лет через 5‑10 мы будем существовать в двух мирах, аналоговом и цифровом, и в каждом у нас будет свой гардероб. Сопротивляться бесполезно, пора пополнять виртуальные шкафы». 

Алиса Аульбекова и  Паула Селло, создательницы марки Auroboros

«Что такое классический кутюр? Это произведение искусства, созданное руками дизайнера по индивидуальным меркам заказчика. У нас то же самое, только к привычно трехмерной вещи мы добавляем четвертое измерение — время. После того как мы запускаем химическую реакцию, платье в течение 6‑12 часов растет и распускается прямо на теле. И получается кутюр XXI века — в современном мире впечатления, новый опыт не менее важны, чем возможность обладать роскошным нарядом. А когда процесс заканчивается, кристаллы опадают, как лепестки, и это напоминание о цикличности всего на свете, о смерти и о необходимости ценить каждый момент жизни», — говорят создательницы бренда Auroboros 23‑летняя Алиса Аульбекова и 25‑летняя Паула Селло, которые в сентябре на выставке в Музее Виктории и Альберта показали свою коллекцию Biomimicry, где смешаны реальные и цифровые вещи.

Впрочем, даже реальное выглядело фантастически. Платье из переработанного пластика и кристаллов соли, которые оплетали фигуру на глазах у изумленной публики, в течение недели (процесс кристаллизации можно замедлять) демонстировал первый робот-художник Ai‑Da.

Более наглядный симбиоз моды, искусства и технологии сложно придумать, но возможно ли такой наряд носить человеку из плоти и крови? «Конечно! Нас недавно спросили, можно ли его стирать в машинке, — нет, но вы и классический кутюр стирать не будете. А носить можно, только очень аккуратно. Химический процесс запускается в миниатюрном аксессуаре, который прикрепляется к платью, как если вы бы украсили камелией платье Chanel. А когда кристаллы осыпаются, остается основа — можно сравнить ее с тканью, по которой дизайнер вышивает узор. Так что голой вы не останетесь. Но, конечно, это скорее концептуальный проект, целью которого было заявить о бренде и о нас как дизайнерах, увлеченных природой и инновациями, стремящихся проложить дорогу новому поколению создателей и обладателей кутюра. Мы хотели создать платье, которое отражало бы современность. Мы сегодня столько говорим о гендерной флюидности, о праве самим выбирать, какими мы хотим быть, о том, что мода как зеркало общества должна создавать вещи, которые будут меняться под стать хозяйке».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ошибки молодости Ошибки молодости

Лозунг «Молодым везде у нас дорога» мода, похоже, восприняла буквально

Vogue
Конский хвост XXL: 12 крутых вариантов самой модной прически сезона Конский хвост XXL: 12 крутых вариантов самой модной прически сезона

Одна из самых модных причесок сезона — конский хвост XXL

Cosmopolitan
Специальный проект — Гороскоп 2022 Специальный проект — Гороскоп 2022

Астрологический прогноз на весь 2022 год

Vogue
Замена масла в двигателе: когда и как часто, нюансы и прочее Замена масла в двигателе: когда и как часто, нюансы и прочее

Когда и как нужно менять масло и можно ли делать это чаще,чем раз в год?

РБК
Дагестан. Горная порода Дагестан. Горная порода

Дагестан. История про смешение культур в моде

Vogue
Да их тут тысячи! Да их тут тысячи!

Ксения Букша о любви к мемам и анекдотам

Weekend
Тупик Тупик

Рассказ Аллы Горбуновой, героиня которого преподает философию

Esquire
Придуманная жизнь Придуманная жизнь

Почему основателя Group-IB Илью Сачкова обвиняют в госизмене

Forbes
Портрет новой российской науки: Мария Назарова — нейробиолог, управляющая нейронами на расстоянии Портрет новой российской науки: Мария Назарова — нейробиолог, управляющая нейронами на расстоянии

Нейробиолог Мария Назарова: мы еще так мало знаем о мозге

Esquire
«Возраст — просто цифра». Пенсионерка похудела на 40 кг и стала звездой бурлеска «Возраст — просто цифра». Пенсионерка похудела на 40 кг и стала звездой бурлеска

История Мэрилин, которая в 70 лет стала звездой эротического шоу

Cosmopolitan
Запретная тема. Умерла Джоан Дидион Запретная тема. Умерла Джоан Дидион

Биографическое эссе в память о Джоан Дидион

СНОБ
Труды и дни принцессы Уэльской: почему Диана до сих пор остается кумиром в Британии Труды и дни принцессы Уэльской: почему Диана до сих пор остается кумиром в Британии

Почему Диана до сих пор остается образцом инфлюенс-маркетинга в социальной сфере

Forbes
Рецепт будущего Рецепт будущего

Кухня‑2030: стейки, выращенные в пробирке или напечатанные на 3D‑принтере

Vogue
Шипучий кумир Америки: история «Coca-Cola» Шипучий кумир Америки: история «Coca-Cola»

Вот уже 120 лет этот газированный напиток считается одним из символов Америки

Популярная механика
Все слышали про белый шум. Но что такое розовый, коричневый и синий шум? Все слышали про белый шум. Но что такое розовый, коричневый и синий шум?

Сколько цветов шума существует в мире и как они действуют на людей?

Популярная механика
Климат-контроль: как испытывают поезда на способность ездить в дождь и снег Климат-контроль: как испытывают поезда на способность ездить в дождь и снег

В Вене находится самая большая в мире климатическая аэродинамическая труба

Популярная механика
66 м² 66 м²

Светлая квартира по проекту Артема и Лии Бабаянц

AD
Вот тебе и чудо: 5 историй, когда на Новый год что-то пошло не так Вот тебе и чудо: 5 историй, когда на Новый год что-то пошло не так

В новогоднюю ночь порой случаются курьезные, глупые и смешные ситуации

Playboy
Лошадей и ослов заподозрили в «подделке» артефактов олдувайской культуры Лошадей и ослов заподозрили в «подделке» артефактов олдувайской культуры

Испанские археологи провели эксперимент

N+1
«Не беспокойтесь о нас»: 5 самых трагичных судеб семей с «Титаника» «Не беспокойтесь о нас»: 5 самых трагичных судеб семей с «Титаника»

Истории с «Титаника» — о героизме, самопожертвовании и глупости

Cosmopolitan
Moreart Moreart

Moreart — автор хита, который вошел в музыкальные топы в 139 странах

ЖАРА Magazine
«Может привести к гражданской войне». Чем для России опасно возвращение смертной казни «Может привести к гражданской войне». Чем для России опасно возвращение смертной казни

Почему возвращение смертной казни может привести к народным волнениям

СНОБ
В коктейле главное — баланс В коктейле главное — баланс

Бармены о новых идеях и трендах, предпочтениях гостей и отношениях с поварами

Bones

Будь аккуратен со своими желаниями

Playboy
Наступление эпохи викингов объяснили усилением конкуренции в морской торговле Наступление эпохи викингов объяснили усилением конкуренции в морской торговле

Ученые обнаружили активизацию торговых связей благодаря уточнению датировок

N+1
Можно ли покрыть Сахару солнечными батареями? Можно ли покрыть Сахару солнечными батареями?

Может ли пустыня стать идеальным местом для производства солнечной энергии?

Популярная механика
Какие классы автомобилей существуют: азбука ревущих моторов Какие классы автомобилей существуют: азбука ревущих моторов

Классы автомобилей простым языком - от А до F.

Playboy
Sehnsucht по родине Sehnsucht по родине

Анна Толстова о Константине Васильеве

Weekend
Россия из подполья Россия из подполья

Как Юрий Мамлеев исследовал потусторонние бездны и нашел утопию

Weekend
Робинзонша: как изнеженная аристократка выжила на необитаемом острове Робинзонша: как изнеженная аристократка выжила на необитаемом острове

Французская аристократка Маргарет де Роберваль пережила приключение Робинзона

Cosmopolitan
Открыть в приложении