Как внушить человеку ложные воспоминания и еще четыре любопытных эксперимента
Быть ученым — значит иметь фантазию, чтобы придумывать необычные, смешные, а порой и жестокие эксперименты.
Лжесвидетельство
Психолог Элизабет Лофтус всю свою жизнь посвятила тому, чтобы доказать, что человеческие воспоминания — штука очень ненадежная. За это ее любили адвокаты и недолюбливали свидетели преступлений.
В 1974 году Лофтус с коллегой Джоном Палмером изучала формирование ложных воспоминаний на примере ДТП. 45 студентам показали видео с места аварий длительностью от 5 до 30 секунд, а потом предложили заполнить анкеты с вопросами. У первой группы испытуемых спросили, как быстро двигались автомобили на видео в тот момент, когда они врезались друг в друга. Остальным задали тот же вопрос, но со словами «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись» и «контактировали» вместо «врезались». Оказалось, форма вопроса влияет на ответ: при слове «разбились» участники называли максимальную скорость — 40,8 миль/ч.
Затем ученые провели еще один похожий эксперимент. У участников спросили, видели ли они, как разбилась фара. Почти все испытуемые вспомнили и в подробностях описали этот момент. Надо ли говорить, что на самом деле фара была цела и невредима.
Формирование ложных воспоминаний было коронным номером Лофтус. Однажды она убедила испытуемых, что они видели Багса Банни в Диснейленде. В действительности кролик принадлежит не Disney, а Warner Bros., так что встретить его в Диснейленде невозможно.
Расщепленный мозг
Американский нейрофизиолог Роджер Сперри верил, что каждое полушарие работает как отдельный мозг, и взялся это доказать. Начал он с того, что открыл необычный способ лечения эпилепсии — разрезание мозолистого тела (это такой пучок нейронов, который соединяет левое и правое полушария мозга). Когда полушария перестают сообщаться, нейронная буря из одного полушария не может перейти во вторую. При этом никаких видимых побочных эффектов у пациента не остается: он говорит и ведет себя так, как и раньше.
Но оказалось, что когда пациенту с расщепленным мозгом показывают изображение только в левой половине поля зрения каждого глаза, за которую отвечает правое полушарие, то он не может вслух назвать, что видел. И, что более странно, может показать, где предмет находится на картинке. Сперри пришел к выводу, что левое полушарие мозга может распознавать и анализировать речь, а правое — нет.