Мира, труд, май
Мода, природа, технологии и другие заповеди Мирославы Думы и ее компании Pangaia.
Пластиковые пакеты загрязняют океан. Бумажные не используешь повторно. Хлопковые требуют столько воды и энергии при производстве, что надо использовать одну сумку 7000 раз (или 20 000 раз, если хлопок органический), чтобы эти затраты сравнялись с затратами на выпуск одного пакета. Натуральный мех — жестокость, искусственный — пластик. И так далее. В вопросах защиты окружающей среды сознательный потребитель все время оказывается на развилке, причем дороги, ведущей к хеппи-энду, не видно.
Впрочем, классическое сказочное распутье вот-вот превратится в сад расходящихся тропок. Новое десятилетие несет нам революцию материалов, причем впервые разработкой новых тканей занимается не химическая или военная промышленность, как это было во время и сразу после Второй мировой, когда изобрели и полиэстер, и лайкру, — а сами модные бренды. Не без помощи ученых, конечно. «Люди сегодня смотрят на бренды и задаются вопросом: а что они сделали для планеты? Наша главная задача — превратить инновации в сфере устойчивого развития в новую норму», — говорит Мирослава Дума, соосновательница компании Pangaia, у которой есть своя научная лаборатория во Флоренции.
Этой зимой она презентовала свое первое ноу-хау — экологичные и «этичные» пуховики, сделанные по технологии FLWRDWN, то есть набитые не птичьим пухом, а лепестками полевых цветов. Их раз в год вручную собирают в американских прериях, высушивают, а потом смешивают с разлагаемым биополимером и аэрогелем, чтобы не слеживались и сохраняли тепло. Ткань пуховика — переработанный полиэстер. Pangaia не использует его для вещей, которые требуют частой стирки, чтобы сократить количество смываемого в океан микропластика. Но верхняя одежда в ежедневной стирке и не нуждается.