Эпоха эндо
Вы много и с удовольствием работаете, красиво отдыхаете, а детей откладываете на потом? Ваша жизнь прекрасна, но… вам нужно срочно провериться на эндометриоз.
Я до сих пор не могу поверить, что Лина Данэм — тридцать два года, актриса, режиссер, не замужем — согласилась на удаление матки. Мне кажется, если бы я была рядом, я смогла бы ее отговорить. Но мы не знакомы, меня рядом не было, а другие, хотя и любящие ее, переубедить не смогли. Можно долго обсуждать анамнез Лины и обоснованность этого рокового выбора. Неоспоримо другое: благодаря драме Данэм, в течение года разворачивающейся в ее инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), мы наконец-то начнем говорить о болезни, которая к ней привела. Знакомьтесь: эндометриоз — король бесплодия, повелитель боли, самая коварная женская болезнь века.
Для начала краткий ликбез. Эндометриоз — заболевание, при котором клетки эндометрия (слизистого слоя матки) начинают распространяться за ее пределами. Попадая на яичники, шейку матки, мочевой пузырь или толстую кишку, эндометрий ведет себя агрессивно, как опухоль: увеличивается в размерах, прорастая в ткани и сдавливая нервные окончания. Эти «опухоли» не злокачественные, жизни они не угрожают, но с высокой долей вероятности могут создать две серьезные проблемы. Первая — менструации у женщины с эндометриозом могут проходить с сильными болями. Вторая — при эндометриозе могут образовываться спайки в фаллопиевых трубах, повреждаться яичники и яйцеклетки, что в конечном итоге может привести к бесплодию.
Хотя впервые эндометриоз был описан в конце XIX века, до сих пор можно услышать массу теорий его возникновения — от плохой экологии и секса во время менструации до абортов и других гинекологических операций. Все они сегодня считаются несостоятельными. Хотя некоторые контуры понимания есть. К примеру, если у матери был эндометриоз, высока вероятность, что он будет и у дочери. Но это скорее предрасположенность, чем прямая наследственность. Есть основания полагать, что стресс участвует в развитии эндометриоза, хотя и не является триггером. Кстати, гинекологи в женских консультациях прямо говорят о том, что больные эндометриозом — особый типаж, их можно узнать с первого взгляда: они почти всегда активные, деловые, успешные.
Моя приятельница, журналистка и кинорежиссер Инна Денисова — типичная пациентка с эндометриозом. О своем диагнозе она узнала сразу после очередной поездки на Каннский кинофестиваль, тогда ей было тридцать шесть лет. «Я лежала на полу Дворца фестивалей и не могла пошевелиться от боли. Скорая отвезла меня в больницу, там сказали, что я что-то не то съела, и отправили домой. В тот же день у меня начались месячные, а на следующем приеме у гинеколога на УЗИ увидели кисты яичника. После операции я впервые услышала, что у меня эндометриоз в очень серьезной форме». Так началась ее одиссея — лапароскопия, стимуляция яичников, забор и криоконсервация яйцеклеток, неудачное ЭКО, еще одно, еще и еще. «Как и многие в моем окружении, я не планировала рожать как минимум до тридцати пяти, мне хотелось учиться, работать, узнавать мир вокруг. При этом я исправно ходила к гинекологу на УЗИ и всегда слышала: у вас все отлично. Если бы я знала об эндометриозе, я бы задумалась о криоконсервации ооцитов, эта процедура стала доступна в России еще в 2011 году».