Большой — взрыв
Самый успешный российский оперный режиссер Дмитрий Черняков и звезда нового поколения Аида Гарифуллина готовят «Садко» в Большом.
Режиссер Дмитрий Черняков последний раз ставил в России в 2011 году. Это была опера Глинки «Руслан и Людмила» на Исторической сцене Большого. К тому времени к нему уже прочно приклеилось реноме возмутителя и осквернителя традиций, проклятого самой Галиной Вишневской за неказистый тулупчик Ленского в его «Евгении Онегине» (ставшем визитной карточкой обновленного Большого). Так что обстановка в тот вечер на премьере «Руслана» накалялась по любому поводу. И самым заметным из этих поводов стал обнаженный торс культуриста, уморительно отплясывающего лезгинку перед похищенной Людмилой. Культурист удостоился криков «позор», спектакль получил возбужденную прессу и «Золотую маску», но довольно быстро исчез из репертуара по причине своей постановочной сложности.
Мы сидим в винтажном баре Bambule на Солянке. Редкий случай, когда Черняков в Москве и у него есть полчаса на разговор. — Тебя раздражает, когда «букают»? — Привык.
Крики «бу» в оперной Европе — это аналог наших криков «позор». Их боятся певцы, но с режиссерами все не так однозначно — для них это скорее cool, это значит, что спектакль заметили. С «буканьем» или без, но постановки Чернякова никогда не остаются без внимания, иногда вызывают споры, чаще получают награды, а сам режиссер — контракты в самых респектабельных театрах мира. Наиболее обжитые им площадки — берлинская Unter den Linden, Парижская опера, фестиваль в Экс-ан‑Провансе. Метрополитен-опера и Ла Скала в его списке тоже есть. На 2021 год объявлен дебют в святая святых немецкой культуры — на Вагнеровском фестивале в Байройте.
Работать в его гиперрежиссерском театре, где должен быть прожит каждый миллиметр роли, певцам непросто. От них требуются актерская гибкость, открытость, готовность к выматывающим репетициям и психологическому самокопанию. Но те, кто выдерживает, с радостью и надолго попадают в его орбиту. «Дмитрий Черняков — это всегда неожиданный подход, часто непредсказуемость. Никогда не знаешь, в каком ключе будет поставлен спектакль и какой образ придется раскрывать. Самое же приятное — встреча с харизматичным режиссером».