Вне моды: почему не стыдно быть наемным менеджером
Не позволяйте новому мировому тренду «ура-предпринимательства» поставить под угрозу ваше успешное будущее
Как только открываешь страницы любого делового журнала, понимаешь: мир сходит с ума по предпринимательству. Инвесторы охотятся за компаниями, перспективы которых они не могут до конца оценить. Смузи и отсутствие галстука заставляют в любом студенте 3-го курса подразумевать будущего Цукерберга. Герой нашего времени — основатель стартапа, за два-три года ставший богатым, свободным и знаменитым. Как рок-звезда наутро после выхода хитового альбома. И это, конечно, произошло до того, как нашему герою исполнились скучные 35 лет.
Свой вклад в развитие истерии предпринимательства вносят и бизнес-школы. Например, моя собственная альма-матер «Сколково». Школы решили, что готовить скучных боссов для крупных корпораций не так увлекательно и все активнее пропагандируют предпринимательство. Общий тренд подкрепляют и лидеры мнений. Посмотрите на феноменальный взлет YouTube-канала «Трансформатор». Если присмотреться, Портнягин продает своей аудитории, не достигшей 30 лет, простую мечту: как легко стать предпринимателем и затем быстро купить шикарную машину. Для этого снимаются интервью с действительно состоявшимися бизнесменами вроде создателя Hoff Михаила Кучмента.
Но мы (и бизнес-школы, в частности) забыли, что предпринимательство является не навыком, а способностью. Предпринимательство не сводится к знаниям в маркетинге, финансах или продажах. Недаром многие основатели успешных бизнесов учились не особо успешно, если учились вообще. Предпринимательство — это способность увидеть возможность и принять на себя риск. А тот самый ген предпринимательства формируется у человека под влиянием разных факторов, от национальности и родительских установок до опытов и переживаний детства и юности. Среди успешных семейных установок, например, можно выделить навык видеть возможности там, где их не видят