Vita nuova: Станислав Савицкий о восприятии искусства в эпоху online
В Русский музей сегодня мы ходим одним кликом. Эрмитаж круглосуточно ведет online-трансляцию c Дворцовой площади. По Третьяковке и Пушкинскому музею виртуально можно нагуляться до перезагрузки системы. Искусство перешло в режим шаговой доступности, только остается ли оно прежним, привычным для нас искусством? Воссоздают ли сетевые проекты музейную атмосферу? И способно ли искусство быть самим собой без подлинников?
Несколько лет назад один замечательный историк искусства, работая над книгами об итальянском и северном Ренессансе, усомнился в том, что качественная электронная копия произведения искусства не может заменить оригинал. Конечно, в старом, «настоящем» искусствознании подлинник — безусловная величина. Только сама картина, сам рисунок, сама скульптура могут рассказать проницательному глазу знатока то, что никогда не раскроется в репродукциях. Историк искусства, о котором идет речь, между прочим, как раз старой закалки: Академия художеств, чтение лекций по Возрождению многие годы, ирония по отношению к авангарду и постмодернизму… Тем интереснее, что он, не признавая приоритета подлинника, написал три интереснейшие книги о Возрождении. Причем три подряд! Да у нас монография о Ренессансе не чаще, чем раз в десятилетие выходит, а тут сразу три — и какие! Их читают и будут читать.
В Интернете лет десять назад появились специализированные сайты по истории искусства. Ни один самый что ни на есть любознательный турист в жизни не узнает столько про средневековую церквушку в Перигоре или про замок на Луаре, сколько узнает рядовой посетитель того же ArtStor. На этом сайте и шедевры вывешены в таком разрешении, что, хоть поселись в Сикстинской капелле, все равно обычный