Верить в бота: как локальное подразделение ММК вышло на внешний рынок
Роботизация бизнес-процессов (Robotic Process Automation, RPA) для избавления сотрудников от рутины охватывает российские компании и в свете ухода многих зарубежных поставщиков привлекает отечественных разработчиков. Взлета RPA можно ожидать на горизонте пяти лет, когда стабилизируется ситуация с российским ПО, а предприятия закончат миграцию программных роботов. Впрочем, отдельные разработчики и интеграторы, такие как Центр технологий роботизации (ЦТР) «Некст», уже получают доходы от внедрения RPA на предприятиях. Как локальное подразделение внутри Магнитогорского металлургического комбината вышло на внешний рынок и стало компанией с командой из 72 человек и выручкой в сотни миллионов рублей, а также как в России появилась и работает RPA, выяснял Forbes
Проверка на дорогах
«Все началось в 2018 году», — вспоминает Михаил Верисов, директор ЦТР «Некст». После одной из конференций руководство Магнитогорского металлургического комбината (ММК) поручило главному специалисту по IT Вадиму Феоктистову провести пилотирование технологии RPA. Топ-менеджеры услышали о ней на одном из европейских форумов, посвященных инновационным технологиям. «Меня назначили руководителем этого проекта, я тогда был старшим менеджером проектного офиса «ММК-Информсервис», — рассказывает Верисов. — Нужно было создать небольшой локальный центр компетенций по технологии RPA из трех человек. Я нанял двух разработчиков». Так появился Центр компетенций RPA и инноваций, который позже превратился в ЦТР «Некст».
Спустя несколько пилотов стало понятно, что RPA повышает качество и точность работы, разгружая сотрудников. «В том же 2018-м мы сделали робота по проверке статуса отправки вагонов с металлоломом в адрес ММК. Он получал письмо от поставщика металлолома с данными о вагонах, в базах РЖД проверял статус, наполнение и местоположение этих вагонов и передавал информацию сотрудникам коммерческой дирекции, — говорит Верисов. — ММК закупает примерно 3 млн т металлолома в год на 80 млрд рублей — это большой объем регулярной ежедневной работы, которая никому не интересна, но делать ее нужно». Все вагоны проверялись быстро, точно и без задержек, кроме того, у сотрудников отпала необходимость делать эти задачи, объясняет он.
Затем в подразделении разработали робота по обработке электронных листов нетрудоспособности (ЭЛН, больничных листов) для «ММК-Учетный центр» — он выгружал ЭЛН из системы подготовки отчетности. Поскольку в ММК работает около 60 000 человек, то и листков таких немало, к тому же робот мог делать это ночью. «Робот не может ошибиться при переносе данных ЭЛН из одной системы или документа в другую, за ним не нужно ничего проверять. Утром пришли, а работа уже сделана, — рассуждает Михаил Верисов. — Этот робот еще проявил себя во время пандемии, когда количество ЭЛН существенно возросло».
Через три года работы после создания центра крупнейший в России, по собственным данным, поставщик решил отправить его в свободное плавание под названием ЦТР «Некст». Как уточняют в компании, ЦТР формально не входит в группу ММК, оказывая услуги и ей, и внешнему рынку. Учредители «Некст» — АНО «Развитие социальной сферы» (51%) и «дочка» ММК «ММК-Информсервис» (49%).
Примечательно, что основным видом деятельности этого АНО указано «предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам», а по адресу, по которому зарегистрировано АНО (Магнитогорск, ул. Кирова, 93), располагается сам ММК. В ММК Forbes переадресовали в «Некст», где на вопрос, как АНО с таким профилем стало контролирующим акционером IT-компании, заявили: «В целях дальнейшего развития направления RPA, повышения результативности его коммерческой деятельности за периметром Группы ММК было принято решение найти внешних инвесторов. Таким инвестором выступила АНО «РСС», увидевшая большие перспективы RPA и ставшая учредителем нашей компании». На вопрос, откуда у АНО, которая занимается делами инвалидов и престарелых, средства на инвестиции и «видение больших перспектив RPA», ее директор Ярослав Летимин ответить затруднился и посоветовал Forbes обратиться в «ММК-Информсервис» или в «Некст». Сам Летимин, судя по данным в LinkedIn, — менеджер группы мониторинга ММК. Убыток АНО в 2022 году, по данным СПАРК, составил 1 млн рублей.
«Ja tvoi sluga, ja tvoi rabotnik»
Передать свои обязанности и работу механическим машинам человек мечтает уже давно. Больше века назад Карел Чапек написал пьесу R.U.R., где привел первое в литературе описание роботов. Пьеса, в которой они обеспечили людям жизнь в изобилии и без работы, из-за чего человечество стало вырождаться, имела колоссальный успех.
С тех пор на тему того, как роботы изменят мир, фантазировали не только писатели и режиссеры, но и инженеры и изобретатели всего мира. Во многом им удалось добиться успеха. Более того, концепция создания искусственных существ в помощь людям претерпела некоторые изменения и дополнения. Так, теперь роботами метафорически зачастую называют не только запрограммированные устройства, но также софт и технологии, помогающие автоматизировать бизнес-процессы и получившие название Robotic Process Automation (RPA).