Почему у «Трассы» нет хеппи-энда и в чем «Лихие» спорят со «Словом пацана»?

ВедомостиРепортаж

Олег Маловичко: Мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы

Николай Корнацкий
пт. 31.01.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Триллер «Трасса» и криминальная драма «Лихие», вышедшие осенью прошлого года в онлайн-кинотеатре Okko (а «Лихие» – еще и на Start), оказались в списке самых резонансных сериалов сезона. Обе премьеры сняла кинокомпания «Среда», а написал – Олег Маловичко, один из наиболее востребованных сценаристов в стране. На его счету уже десятки фильмов и сериалов, кажется, во всех возможных жанрах – от фантастики («Спутник») и комедии (первые «Елки») до эротической драмы («Саранча») и исторического эпика («Союз спасения»).

Однако чаще всего Маловичко возвращается к остросюжетному триллеру. «Метод» (2015 г.) уже можно считать культовым сериалом. «Хрустальный» (2021 г.) принадлежит к числу главных хитов стримингового бума. И «Трасса» продолжает этот неформальный цикл. По сюжету успешный петербургский судья (Карина Разумовская) возвращается в родной провинциальный город, чтобы найти пропавшую дочь, – и узнает, что там давно бесследно исчезают девушки, а полиция бездействует.

В интервью «Ведомостям» сценарист рассказывает, как стал продюсером своих сценариев, почему у «Трассы» нет хеппи-энда и в чем «Лихие» спорят со «Словом пацана», а также рассуждает, в каких случаях написание страшных историй может стать терапией.

«Материал бродил в подсознании»

– Сначала про «Трассу». С чего все началось? Какой был первоначальный импульс – идея, что заговор молчания приводит к воспроизводству зла? Или сначала возник персонаж Светы – успешного юриста-судьи со «скелетами в шкафу»?

– Началось с сериала «Хрустальный». Когда мы его сняли, у нас осталось ощущение некоторой недоговоренности. Сразу после премьеры мы даже предварительно заявляли, что возможен некий сиквел. Но не прямое продолжение, история героев «Хрустального» была завершена, а что-то вроде антологии – те же темы, но с другими персонажами. Материал бродил в подсознании, и где-то через полгода-год оформилась некая идея. Мы ее обсудили с Иваном Самохваловым и Ирой Прохоровой, и замысел стал потихоньку оформляться.

– А что это была за идея?

– Кажется, поначалу просто родился образ человека, который кого-то потерял, и потеря не дает ему жить, не дает спать – ты каждую секунду думаешь только об этом. И я стал рассуждать: чья потеря могла быть настолько болезненной? Это точно должен быть близкий родственник. Где он пропал? Наверное, в чужом городе. И дальше идея стала обрастать «мясом»-сюжетом. Появился персонаж Светы – мне давно хотелось сделать историю с главным героем-женщиной. Вообще, как влюбленные говорят: «Все песни, все фильмы – о нас». Так и в работе над сценарием – когда ты уже влюбляешься в сюжет, ты везде видишь то, что может пригодиться. Читаешь, не знаю, криминальный репортаж в Telegram и думаешь: «О, я это могу взять себе в копилку».

– Я посмотрел «Трассу» залпом все серии – и мне понадобился день, чтобы прийти в себя. Как вы сами справляетесь со стрессом, когда пишете на такие страшные темы? У вас есть какие-то ритуалы, психологические техники?

– Есть, и эта психологическая техника называется «написание сценария». То есть нет такого, что ради фильма я мучительно погружаюсь во тьму и пытаюсь что-то из нее вытащить. А потом отмокаю в ванне или две недели пью, чтобы прийти в себя. Эта тьма уже существует во мне – и именно для того, чтобы ее выплеснуть, мне нужно реализовать этот мрак через сценарий. Это в какой-то степени терапия – свои шлаки я выбрасываю через такой материал. Помню, в одном паблике обсуждали «Трассу» и один мой знакомый там писал: «Слушайте, этот Маловичко, наверное, совсем отмороженный. Страшно за его психику». А спустя время он пришел ко мне в личку с вопросом – все ли у меня в порядке. И да, у меня все в порядке. (Смеется.) Для меня такие сценарии ни в коем случае не травмирующий опыт – наоборот, во многом высвобождающий. Если бы я не писал, возможно, я бы ребенку подзатыльник дал. А я не бью детей никогда.

«Куда ни ткни – попадешь в афериста»

– Хочу спросить про соотношение жанрового движка и правдоподобия – не в плане какой-либо критики, а чтобы лучше понять творческий процесс. Возьмем Свету, главную героиню «Трассы». Первая, травматичная, половина ее биографии – к сожалению, очень правдоподобна. Однако питерская половина, в которой она становится большим и важным человеком, – кажется уже исключительной историей. И в то же время понятно, что, если бы Света не стала судьей со связями, – не было бы и сериала. Соответственно, вопрос. Для вас где проходит граница допустимой жанровой условности – или она плавающая в каждом конкретном случае?

– А я не считаю карьеру Светы чем-то невероятным. Я абсолютно убежден, что мы существуем не в пространстве строгой математики, мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы. Дважды два здесь всегда равно семь. Вокруг нас масса удивительных историй. Бывший зэк становится мэром большого города – да еще, будучи евреем, спасает иконы. Будущий президент соседней страны зарабатывает тем, что срывает шапки с людей, пока они сидят на толчке. Из новостей мы знаем, что есть судьи, которые годами работают по поддельному диплому. А в некоторых регионах высокопоставленные чиновники вводят в штат гадалок – и принимают решения, опираясь на их предсказания.

Да, все эфиры федеральных каналов забиты сериалами про персонажей, которые правильно идут по жизни: школа, институт, работа, свадьба. Но это, во-первых, скучно, а во-вторых, так не бывает. Наши судьбы – это не прямая линия. Куда ни ткни, попадешь в афериста, плута, самозванца – того, кто занимает не свое место. И это нормально. Мы так существуем. Поэтому этот упрек в адрес «Трассы» я не принимаю. Может, Светина судьба даже более реалистична, чем все остальное в сериале.

Да, этот ход нарочитый. Он и должен царапать. Помню, лет 15 назад мы работали вместе с Мишей Врубелем и Сашей Войтинским – кажется, над первыми «Елками». И кто-то из них озвучил один простой тезис, который мне сильно запал: фильм может получиться хорошим, может – плохим, но главное – он обязательно должен волновать. Даже раздражать. В нем должно быть что-то, о чем хочется поговорить. В какой-то степени я сознательно тыкаю в зрителя, чтобы он, посмотрев, не чувствовал себя успокоенным, а продолжал думать об увиденном.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов

Из присутствия на телетрансляциях можно выжать максимум по минимальной цене

Forbes
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Необычный психологический тест: выберите один из квадратов и узнайте, что беспокоит вас в данный период жизни Необычный психологический тест: выберите один из квадратов и узнайте, что беспокоит вас в данный период жизни

Что же волнует именно вас в данный момент? Простой психологический тест

ТехИнсайдер
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
«Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра» «Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра»

Где живут, чем питаются и как летают змеи — и почему у них раздвоенный язык

Weekend
Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино

Откуда появились истории о вервольфах в кинематографе?

Правила жизни
Как привить себе новые привычки: советы ученых Как привить себе новые привычки: советы ученых

Освоение нового режима может быть пугающим, но это проще, чем многим кажется

ТехИнсайдер
Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы Остались с «носом»: восемь женщин-парфюмеров, создававших культовые ароматы

Как женщины создавали духи-бестселлеры и нишевые ароматы и запускали бренды

Forbes
Испытание машин Испытание машин

Долговая нагрузка предприятий выросла из-за высокой ключевой ставки

Ведомости
Мой конек Мой конек

Как одна детская мечта о фигурном катании спустя 45 лет стала реальностью

Afternoon Seasons of life
Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей

Парфюмер Оливье Кресп — насколько сложно развивать свою парфюмерную марку?

Forbes
Дружба среднего возраста Дружба среднего возраста

Размышляем, где взять новых друзей человеку, перешагнувшему 45-летний рубеж

Afternoon Seasons of life
Что делать, если вы стали жертвой гостинга: 5 подсказок от психолога Что делать, если вы стали жертвой гостинга: 5 подсказок от психолога

Почему люди могут внезапно пропадать из круга нашего общения?

Psychologies
5 самых страшных форм манипуляции 5 самых страшных форм манипуляции

От газлайтинга до триангуляции: как вами может манипулировать партнер?

Psychologies
Посчитаны риски 175 возможных последствий для здоровья при приеме агонистов ГПП-1 Посчитаны риски 175 возможных последствий для здоровья при приеме агонистов ГПП-1

175 последствий для здоровья при терапии агонистами ГПП-1

N+1
Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей

Продукты и услуги для старшего поколения — глобальный тренд

Forbes
От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю

Как блюда и продукты становились поводами для войн и революций

Forbes
Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады Что такое тинт для губ и чем он отличается от помады

Что такое тинт, как его правильно выбрать, наносить, а также смыть

РБК
«Мы совершили инженерный подвиг» «Мы совершили инженерный подвиг»

Генеральный директор Группы ПТК — о создании путевых машин в России

Монокль
Как понять, что пора заменить бутылку для воды Как понять, что пора заменить бутылку для воды

О признаках того, что пришло время сменить вашу бутылку для воды

ТехИнсайдер
В гроте Мандрен обнаружили 48 обломков костей архаичных людей В гроте Мандрен обнаружили 48 обломков костей архаичных людей

Ученые проанализировали больше тысячи фрагментов костей из грота Мандрен

N+1
Школа с именем Школа с именем

Зачем футболисты открывают академии своего имени?

Ведомости
Полный литий Полный литий

Есть ли способы продлить жизнь литиевому аккумулятору в мобильном телефоне?

Наука и жизнь
Челюсть из Сварткранса указала на потенциально новый вид парантропов Челюсть из Сварткранса указала на потенциально новый вид парантропов

Ученые повторно исследовали нижнюю челюсть SK-15, которую нашли в 1949 году

N+1
Рим и германцы Рим и германцы

Встреча с варварами потрясла Рим, заставив изменить организацию римской армии

Дилетант
Третье дыхание Третье дыхание

Уникальная профессия на стыке агронауки и арт-театра – садовая археология

Afternoon Seasons of life
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
«Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина «Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина

Почему людям так важно, кто платит за еду на свидание? Отвечает биолог

Psychologies
Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских? Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских?

Что собой представляет фольклор Азии и как он отражается в современной культуре?

Правила жизни
Открыть в приложении