История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе
С 23 января в российском прокате «Присутствие» — психологический триллер Стивена Содерберга с неожиданным авторским решением. Фильм о присутствии в доме героев потусторонней силы снят от лица… призрака. Но истории о фантомах могут быть разными, а писатель-постмодернист Дэвид Фостер Уоллес и вовсе заявлял: «Каждая история любви — это история о призраках». В честь нового релиза Содерберга кинокритик Елена Зархина разбирается, как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях.
«Другие»/The Others (2001)
Режиссер: Алехандро Аменабар
В ролях: Николь Кидман, Финола Флэнаган, Кристофер Экклстон, Алакина Манн
Дожидаясь окончания Второй мировой войны, с которой должен вернуться муж (Николь Кидман), Грейс вместе с детьми селится в роскошном особняке на отдаленном острове. Жизнь в доме наполнена определенными обрядами — странными и необъяснимыми, а дочь героини настаивает на том, что видит призраков. Режиссер ленты Алехандро Аменабар снял необычный для жанра сюжет про привидения с неожиданным финальным твистом. В его вариации представленная как готическая страшная сказка история — кино совершенно иного толка. А сюжет про мир на пороге конца войны не обнадеживает, обещая мирную жизнь, а фиксирует ее окончательный распад.
«Прикосновение» (1992)
Режиссер: Альберт С. Мкртчян
В ролях: Александр Зуев, Марьяна Полтева, Всеволод Абдулов, Игорь Пушкарев
Первый и самый известный постсоветский хоррор. Следователь Андрей берется за расследование загадочного дела: женщина внезапно свела счеты с жизнью, предварительно забрав с собой на тот свет сына, а ее возлюбленный отправился следом за ними через несколько дней. Череда этих неожиданных смертей наводит героя на мысль, что он столкнулся с чем-то необъяснимым. Тем более что в квартире покойных начинает происходить какая-то чертовщина и даже сам Андрей чувствует незримое присутствие невидимой силы. «Прикосновение» не выходит за жанровые рамки, но это хороший пример становления жанра в России как отправной точки.
«Я был простым человеком»/I Was a Simple Man (2021)
Режиссер: Кристофер Йоги
В ролях: Steve Iwamoto, Констанс Ву, Тим Чиу, Каноа Гу
Глава семьи Масао, живущей на гавайском острове Оаху, готовится отойти в мир иной. Вместе с ним умирает и сад вокруг дома. А еще, находясь в пограничном состоянии между тем миром и этим, Масао встречается с призраками своего прошлого, осмысливая прожитую жизнь. Его супруга Грейс решает провести особый ритуал, способный помочь мужу полностью перейти в мир мертвых. Картина Кристофера Йоги подходит к теме призраков по-философски. С их помощью, как и в «Рождественской песне» Диккенса, герою даруется уникальный шанс попытаться исправить то, что казалось необратимым.
«Приют»/El orfanato (2007)
Режиссер: Хуан Антонио Байона
В ролях: Белен Руэда, Фернандо Кайо, Рохер Принсеп, Мабель Ривера
Главная героиня Лаура возвращается вместе с мужем и приемным сыном в заброшенный детский приют, который они собираются заново обустроить. Но с самого начала все идет не так: в дом пытается проникнуть полубезумная пожилая женщина, сын Лауры уверяет ее, что регулярно видит призраков, а следом ребенок вовсе исчезает прямо посреди детского праздника. Поиски не дают результата, и отчаявшиеся родители решаются на неожиданный шаг — приглашают медиума. Тем более что они сами стали ощущать присутствие незримой силы. Лента испанца Хуана Антонио Байоны — не столько классический ужастик, сколько эмоциональная история об одиночестве и отверженности, с которыми сталкивается каждый.
«Милые кости»/The Lovely Bones (2009)
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Сирша Ронан, Стэнли Туччи, Марк Уолберг, Рэйчел Вайс
Экранизация одноименного романа Элис Сиболд про жестоко убитую соседом-маньяком девочку-подростка Сюзи (Сирша Ронан), которая не отправляется в иной мир, а застревает где-то на небесах. Наблюдая сверху за своими близкими, Сюзи лишена возможности наладить с ними контакт, но прикладывает максимум усилий, чтобы ее душегуб был пойман и понес заслуженное наказание. «Милые кости» в сентиментальном ключе рассматривают историю про привидений — как образ того, сколь безутешна душа человека и как важна идея отмщения. Поэтому образ призрака здесь не пугает, но напоминает своеобразного ангела мести — равно беспощадного и справедливого.