Месть и немного любви: пять лучших фильмов этой весны о женщинах

Этой весной героини фильмов исследуют свои отношения с отцами, мстят насильникам и неверным мужьям и влюбляются. Черная комедия о возмездии, феминистское прочтение библейского сюжета, триллер об обманутой жене и созерцательное кино о взрослении трех сестер в затерянной среди гор патриархальной деревушке — рассказываем о пяти фильмах, которые стоит посмотреть.
«Девушки на балконе» (2024)

Les Femmes au balcon
Режиссер: Ноэми Мерлан
Действие разворачивается в Марселе во время аномальной жары. Три подружки коротают время в небольшой квартирке и периодически зависают на балконе, разговаривая о личном. Писательница Николь (Санда Кодряну) пытается работать над дебютным романом и параллельно сталкерит соседа из дома напротив, который ходит по квартире голый. Вебкам-модель Руби (Сухейла Якуб) проводит индивидуальные встречи с подписчиками, не закрывая дверь в свою комнату. Актриса Элиза (Ноэми Мерлан), только что вернувшаяся со съемок фильма о Мэрилин Монро, избегает общения с мужем Полем и переживает непростой период. Умирая от скуки, подруги заводят знакомство с соседом из дома напротив, чью машину случайно поцарапала Элиза. Мужчина оказывается фотографом и приглашает девушек на домашнюю вечеринку, которая заканчивается актом насилия.
«Девушки на балконе» — вторая картина в режиссерской карьере французской актрисы Ноэми Мерлан («Портрет девушки в огне», «Эммануэль»). В своем дебютном фильме «Моя любовь» (2020) она затрагивала провокационную тему отношений молодой женщины и несовершеннолетнего юноши. В «Девушках на балконе», впервые показанных на Каннском кинофестивале-2024, Мерлан обратилась к своему личному опыту, связанному с переживанием сексуализированного насилия. Она намеренно выбрала форму черной комедии с высокой концентрацией грубого юмора и гипертрофированной жестокости, чтобы поговорить о женских травмах. «Как и многие женщины, я страдала от микроагрессии, серьезной агрессии и даже от физического насилия со стороны одного партнера, от которого мне удалось уйти. Мне нужно было поговорить об этом опыте», — рассказывает постановщица в интервью. Именно злые шутки помогают ей справиться с болезненным прошлым, говорит Мерлан.
«Я также хотела, чтобы в фильме присутствовала вульгарность. В вульгарности есть что-то очень правдивое, очень искреннее и интимное. Это то, что не часто показывают или ассоциируют с женщинами. Я хотела позволить своим героиням быть вульгарными», — объясняет Мерлан, которая работала над сценарием вместе с Селин Сьямма, режиссером «Портрета девушки в огне». Возможно, кому-то «Девушки на балконе» покажутся дежурной декламацией феминистских ценностей — от телесной автономии до сестринства. Тем не менее, смелое, экспрессивное и злободневное кино Ноэми Мерлан не только отлично справляется с ролью манифеста против насилия, но и ловко смешивает разные жанры, от триллера и сатиры до мистики и боди-хоррора.
«Папа умер в субботу» (2024)

Режиссер: Зака Абдрахманова
30-летняя Айко (Лаура Турсунканова) живет в Москве и работает гримером на киностудии. Она давно дистанцировалась от своей казахской семьи и не вспоминает о травматическом прошлом. Внезапный звонок матери, сообщившей о смерти отца, пробуждает в Айко тяжелые воспоминания. Девушка отправляется в родной поселок в Казахстане, чтобы навсегда попрощаться с родителем, который был тираном. Однако возвращение домой оказывается для Айко, давно не видевшей семью, непростым испытанием.