Как Н. Лебедев стал постановщиком «Кракена» и чем ему помог плюшевый осьминог

ВедомостиРепортаж

Николай Лебедев: Сейчас я бы очень хотел снять космическую фантастику

Николай Корнацкий
ср. 30.04.2025

Максим Стулов / Ведомости

В разговоре о режиссерской биографии Николая Лебедева поневоле приходится злоупотреблять словом «первый». Его дебют «Змеиный источник» (1997 г.) – видимо, первый в нашем кино психологический триллер. В этом фильме сюжет про поиски серийного убийцы разворачивался в реалиях обычного провинциального городка, будто взятого из пьес Островского. Военная драма «Звезда» (2002 г.) по повести Эммануила Казакевича стала одним из первых примеров органического соединения советских традиций жанра и западной школы саспенса. «Волкодав из рода Серых Псов» (2006 г.) по бестселлеру Марии Семеновой – первый опыт «героического фэнтези».

Если 2020-е, видимо, войдут в историю российского зрелищного кино как период сказок и игровых адаптаций мультфильмов, то предыдущее десятилетие запомнится как время активных жанровых поисков. И Николай Лебедев задал сразу два тренда – «Легенда № 17» (2013 г.) проторила путь всем последующим спортивным драмам, а «Экипаж» (2016 г.) – фильмам-катастрофам. Эти кассовые хиты, как и новый фильм «Кракен», идущий сейчас в прокате, режиссер снял вместе с компанией «Тритэ».

«Кракен» – это фантастический экшн о двух подлодках, экипажи которых лицом к лицу столкнулись на дне океана с древним монстром. Отдельная интрига фильма связана с тем, что капитаны субмарин – родные братья (их играют Александр Петров и Виктор Добронравов), которые давно не ладят, но общая беда заставляет их забыть про старые обиды. Проект был анонсирован еще в 2021 г. как новая работа режиссера Алексея Сидорова («Т-34»), но он в итоге остался в титрах соавтором сценария.

В интервью «Ведомостям» Николай Лебедев рассказывает, как стал постановщиком «Кракена» и чем ему помог плюшевый осьминог, а также вспоминает о своих ранних триллерах, несостоявшемся камео Алексея Балабанова и влиянии Хичкока – мнимом и реальном.

«То темное, что дремлет в нас, пока его не разбудят»

– Кракен помимо прочего еще и герой уже классического мема «Выпускайте Кракена», вдохновленного фильмом «Битва титанов». Поэтому, как только ваш фильм был анонсирован, интернет мгновенно отреагировал шутками. Вы не думали как-то постмодернистски обыграть, учесть эту реакцию зрителя в сюжете?

– Боюсь, я оказался не в тренде. Для меня Кракен – это прежде всего существо мифическое, из того же ряда, что и Медуза Горгона, и Минотавр, и Эриманфский вепрь, которого укрощал Геракл. Они не несут для меня никакого современного видения, шутливого наполнения. Я не видел картину, о которой вы говорите. Конечно, я смотрел «Пиратов Карибского моря», где мелькает Кракен, – но, честно говоря, я вспомнил об этом только потому, что где-то прочитал в рецензиях. В «Пиратах» я запомнил другие вещи. И когда делал свой фильм, вдохновлялся, скорее, Спилбергом и его «Парком Юрского периода» (а Спилберг, в свою очередь, ориентировался на классического «Кинг-Конга» 1933 г.). Но для меня «Кракен» начался с того, что я собрался сделать кино про космос и инопланетных монстров…

– Ничего себе!

– Да, я задумал эту историю еще где-то в середине 2000-х, но она долго не выстраивалась. Во время пандемии я наконец созрел, написал первый, очень грубый вариант сценария и показал его в студии «Тритэ Никиты Михалкова». Собственно, поэтому мне и предложили «Кракена» – продюсеру Леониду Верещагину стало понятно, что меня интересует такого рода кино. И я решил, что это предложение можно использовать в своих хищных целях. Снимать надо то, что искренне хочется делать, а не то, что ситуация диктует. А мне очень хотелось снять кино про мифическое чудовище.

– Вы придумали биографию своему Кракену? Как он выжил в доисторические времена, почему ушел в спячку?..

– Мне биография Кракена была важна лишь в той части, насколько она обусловила его внешность, его повадки. Я подробно описывал в режиссерской экспликации древесный рельеф кожи Кракена, покрытой рубцами, его слепые глаза – он же такой древний, что уже не видит, зато все слышит. А почему он заснул – я не знаю, если честно. Я понимал, почему он проснулся. Мифические существа, как мне кажется, засыпают, потому что им этого хочется, – а просыпаются, потому что мы их тревожим. И Кракен для меня все же не живая сущность, а скорее то темное, что дремлет в нас, пока его не разбудят.

– Вы же очень много отсмотрели документальных фильмов об осьминогах. Из того, что узнали, – что впечатлило больше всего?

– Я все это отсматривал с конкретным прицелом – как бы использовать. Например, меня впечатлил план «бурлящих» щупалец, когда они сбиваются в такую огромную живую массу, – и я понял, что это обязательно должно быть использовано в фильме. Если я искал большие документальные фильмы, то Александр Серков, наш специалист по компьютерной графике, нашел где-то массу маленьких видеороликов про осьминогов – по 10 секунд, по 30, по минуте. Это оказался невероятный кладезь референсов повадок, реакций – что сильно упростило коммуникацию. Допустим, я хотел, чтобы в самом финале Кракен как бы встал на дыбы перед подлодкой, – но CGI-специалисты не совсем понимали, что я имею в виду. И я просто нашел и отправил им нужный ролик с этой «позой». Еще мне очень помогла мягкая игрушка – большой розовый осьминог. Я его случайно увидел в аэропорту, сразу купил и на нем уже искал нужные точки съемки, ракурсы. Звучит смешно, но как иначе показать то, что никто не видел и каждый представляет по-своему?

Вместе с Александром Серковым мы долго придумывали, обсуждали, каким должен быть внешний вид Кракена, исходя из наших задач. Сразу договорились, что в фильме будет немного общих планов с плывущим Кракеном – потому что плывущие осьминоги невероятно грациозны и это не так визуально впечатляюще, зловеще, как, например, ползущие моллюски. Договорились, что Кракен не будет «складываться» – напротив, нам нужна такая махина почти каменистого вида. Позднее еще возникла идея сделать несколько «слоев» щупалец, что, конечно, привело к тяжелейшим проблемам с компьютерной графикой. Оказалось, просто не существует алгоритмов, которые управляют такими фантастическими существами. Это был действительно вызов – заставить ожить, правдоподобно двигаться все эти десятки щупалец. Саша говорит, что наш Кракен – это самое сложное существо в компьютерной графике в России на сегодняшний момент.

«А какой реализм, скажем, в «Давиде» Микеланджело?»

– «Кракен» еще удивителен тем, что в титрах рядом с вами стоит имя Алексея Сидорова, тоже большого режиссера, но как будто полярного по своему темпераменту. Мир сидоровских фильмов тяготеет к бинарным оппозициям, контрастам – а у вас в «Кракене» в итоге нет ни одного злодея. И адмирал-ястреб, которого играет Алексей Гуськов, пережив моральное банкротство, потом ведет себя прилично, и братья, оказывается, мучили друг друга не из ненависти, а скорее из большой любви. Вы, когда вошли в проект, испытали некоторое сопротивление сценарного материала?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Многополярный денежный мир Многополярный денежный мир

Постепенное ослабление позиций американского доллара продолжится

Ведомости
Маме не говори Маме не говори

О чем не стоит рассказывать даже маме? Вернее – особенно ей?

VOICE
Эффект мерцания Эффект мерцания

Елизавета Ищенко — о трудностях взросления и борьбе с выгоранием

Правила жизни
Если все тряпки закончились: 5 предметов домашнего обихода, которыми можно вытирать пыль Если все тряпки закончились: 5 предметов домашнего обихода, которыми можно вытирать пыль

Чем, кроме тряпки, можно эффективно удалить пыль с любой поверхности

ТехИнсайдер
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Почему женщины бегают к тарологам в 30, а мужчины верят в теории заговора после 50 лет Почему женщины бегают к тарологам в 30, а мужчины верят в теории заговора после 50 лет

Почему женщины склонны впадать в эзотерику в молодом возрасте, а мужчины в 50

Psychologies
Хуже станет всем Хуже станет всем

ВТО прогнозирует сокращение в 5 раз американо-китайской торговли

Ведомости
Деньги на дорогах Деньги на дорогах

Как растут штрафы для автомобилистов

Деньги
Как USAID научило армян ненавидеть Россию Как USAID научило армян ненавидеть Россию

Операция USAID под кодовым названием «Армения» войдет в учебники

Монокль
Дуэты на тарелке Дуэты на тарелке

Эти сочетания продуктов принесут двойную пользу вашему организму

Лиза
Суперсила любви Суперсила любви

Как чувство любви формирует нашу жизнь и влияет на развитие цивилизации?

Psychologies
Олег Майами: «Я привык по жизни биться сам за себя» Олег Майами: «Я привык по жизни биться сам за себя»

Запросто поговорили с певцом Олегом Майами о красоте и ЗОЖе

VOICE
5 лучших ролей Криспина Гловера 5 лучших ролей Криспина Гловера

4 фильма, где сыграл замечательный актер Криспин Гловер. Смотрим и вспоминаем!

Maxim
Как мы не совпадаем Как мы не совпадаем

Почему мы можем не совпадать с потенциальными партнерами?

Psychologies
Развитие вместо красивых отчетов Развитие вместо красивых отчетов

Как Intelligence Top 100: Global NOC & IOC отражает работу нефтегазовых компаний

Эксперт
Голодные игры: как российским компаниям выжить в борьбе за последних специалистов Голодные игры: как российским компаниям выжить в борьбе за последних специалистов

Как радикально повысить производительности труда?

Forbes
Самые скандальные Папы Римские: от средневековья до наших дней Самые скандальные Папы Римские: от средневековья до наших дней

Какие Папы Римские прославились вовсе не благодеяниями, а громкими скандалами

Maxim
Что такое «перезагрузка» и зачем она нужна Что такое «перезагрузка» и зачем она нужна

Как компьютерный термин проник в велнес-индустрию и в чем его нюансы

РБК
Химики надышали аммиака в микрокапли воды Химики надышали аммиака в микрокапли воды

Что они представляют собой заряженные частицы, детектируемые с микрокаплями воды

N+1
Практическое руководство: 6 советов, как пережить перелет, если вам досталось кресло посередине Практическое руководство: 6 советов, как пережить перелет, если вам досталось кресло посередине

Инструкция, как выжить в полете, если вам досталось кресло по центру

ТехИнсайдер
Центральное звено Центральное звено

Какой должна быть роль институтов развития в новом мирохозяйственном укладе

Эксперт
Что вас бесит больше всего: психологический тест с выбором картинки Что вас бесит больше всего: психологический тест с выбором картинки

Пройдите тест и узнайте, от чего может исходить ваша агрессия!

ТехИнсайдер
Ее уже не спасти: 7 признаков того, что вам пора заменить духовку Ее уже не спасти: 7 признаков того, что вам пора заменить духовку

Признаки, сигнализирующие о том, что духовка нуждается в замене

ТехИнсайдер
Соль земли Соль земли

Зимнее путешествие по Пермскому краю: ледяная пещера, Чердынь и виды Колвы

Отдых в России
Пример для подражания: Ирина Годунова Пример для подражания: Ирина Годунова

Ирина Годунова о детском интересе к программированию и верности своему пути

VOICE
Нашу ближайшую соседку галактику Малое Магелланово Облако рвет на части Нашу ближайшую соседку галактику Малое Магелланово Облако рвет на части

Притяжение Большого Магелланова Облака может разрывать Малое Облако на части

ТехИнсайдер
Секаторы на пенсию: топ-5 аккумуляторных кусторезов 2025 года Секаторы на пенсию: топ-5 аккумуляторных кусторезов 2025 года

Как выбрать аккумуляторный кусторез для сада?

CHIP
От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования От проверки юрлица до отзывов: 13 шагов для выбора программы допобразования

О том, как избежать образовательных продуктов, которые не несут ценности

Forbes
3 бизнес-ошибки основателя фастфуд-сети Mary Wong 3 бизнес-ошибки основателя фастфуд-сети Mary Wong

Основатель Mary Wong — о шишках, которые набил в процессе развития фастфуд-сети

Inc.
Терапия CRISPR/Cas помогла снизить «плохой» холестерин при семейной гиперхолестеринемии Терапия CRISPR/Cas помогла снизить «плохой» холестерин при семейной гиперхолестеринемии

Как помогла терапия CRISPR/Cas при семейной гиперхолестеринемии

N+1
Открыть в приложении