Валюта новой эры: почему внимание стало самым ценным ресурсом и как его сохранить
В современном мире самым ценным ресурсом становятся не природные ископаемые, не информация и даже не деньги. Это человеческое внимание. За секунды вашей бесценной жизни конкурируют производители товаров и услуг, рекламодатели и медиа. Что представляет собой внимание, как его укрепить и научиться им управлять, не растрачивая зря, — рассказывает психолог Галина Лайшева
«Концентрация внимания современного человека упала с 12 секунд в 2000 году до 8 секунд в 2017 году. Это меньше, чем у золотой рыбки с ее 9 секундами!». Такой заголовок BBC как раз настойчиво привлекает внимание — порождая тревожность и апеллируя к цифрам и к научным исследованиям: 8 секунд это пугающе мало, неужели мы деградировали до уровня рыбки?
Но на самом деле внимание устроено так сложно и запутанно, что современные когнитивные исследования не могут дать однозначный ответ на вопрос, тем более выраженный в численных показателях, каким ресурсом внимания мы обладаем.
Кликбейты рассчитывают вызвать эмоцию — лучше всего страх или гнев: они активируют миндалину (ядро в лимбической системе, быстро реагирующее на опасные или неприятные стимулы). Исследования показывают, что небольшой стресс и проснувшаяся миндалина до некоторой степени улучшают запоминание и концентрацию. К сожалению, сильный стресс их, наоборот, убивает. Неожиданные и впечатляющие новости могут запустить непроизвольное внимание, или так называемую ориентировочную реакцию — почти рефлекторное желание разобраться, что случилось. Именно эта древняя реакция объединяет нас с животными и заставляет вздрагивать и оглядываться.
Страх, что современные технологии, в частности, гаджеты изменят и разрушат психику взрослых и детей очень силен. Подобное рассеянное состояние умов правдоподобно показано в сатирическом фильме-катастрофе «Не смотрите наверх» (Don't Look Up) о приближающейся о земле комете — где никто не слушает ученых — доктора Минди и и его аспирантку Кейт и их предупреждения о неизбежном апокалипсисе. Неспособность сфокусироваться на важном объясняется бесконечным потоком эмоционально-насыщенной и отфильтрованной информации, сортировать которую самостоятельно люди уже разучились.
Борьба за самый ценный ресурс
Впрочем, исследования реального мира однозначно не говорят, ухудшают ли гаджеты когнитивные способности детей: да, если они негативно влияют на качество сна и заменяют игры с родителями и учебу. И нет, если используются как вспомогательные средства, облегчая доступ к информации.
Что касается взрослой аудитории, технологии, призванные облегчить жизнь и работу, наоборот ее усложняют, рассеивая внимание. Так, по данным исследовательской компании Basex из-за того, что сотрудники отвлекаются на постоянные входящие сообщения, американские компании теряют $650 млрд ежегодно.
Маркетологи и исследователи трафика фактически приравнивают внимание ко времени. Внимание (= время) — самый ценный ресурс аудитории. От того, на что вы его тратите, зависят тренды соцсетей (алгоритмы YouTube и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) создают фильтры по механизму обратной связи — вы увидите то, чему уже отдавали предпочтение, и то, что вызовет больше всего отклика — даже негативного) и готовность покупать впечатления. И наоборот, дела, на которые вы не тратите время (= внимание) остаются незавершенными.
Действительно, существуют разные метрики, позволяющие оценить, сколько времени человек уделяет информации в интернете: читает статьи в среднем около одной минуты, не идет дальше первой страницы в выдаче поисковика, готов смотреть очень короткие видео и даже фильмы гораздо охотнее, чем длинные. Предсказуемо маленький объем необходимого внимания облегчает вход в материал. Этим успехом воспользовался TikTok, предложив первоначально видео не длиннее 15 секунд. Но реальная концентрация зависит от задачи и условий деятельности, а еще от мотивации человека и легко может превысить несколько часов. Тот же TikTok со временем увеличил продолжительность видео до 3 минут, рассчитывая на произвольное внимание — возможность глубоко погрузиться в деятельность и постоянно возобновлять вовлеченность.