Валерий Борзов – Усейн Болт из Советского Союза
Его называют последним чистым спринтером в истории.
В 1971 году профессор астрономии и космических исследований Корнеллского университета Карл Саган начинает, на первый взгляд, безумное исследование. За несколько лет ему необходимо составить список наиболее значимых открытий, совершенных человечеством за всю историю, составить плей-лист, отражающий различия между культурами людей, живущих на планете, а также отобрать фотографии, которые даже малому ребенку смогут разъяснить, кто такие земляне. Вся информация будет записана на золотую пластинку и отправлена в космос вместе с зондами, путешествующими за пределы Солнечной системы. При идеальном раскладе когда-нибудь пластинка попадет в руки представителей инопланетных цивилизаций, и при помощи схемы, изображенной на диске, они смогут расшифровать все звуки и изображения, собранные Саганом. Два первых экземпляра отправились в космос в марте и апреле 1972 года вместе с зондами «Пионер». Но то были лишь черновики, состряпанные на скорую руку. Вся самая важная информация о человечестве покинула пределы земной атмосферы в 1977 году, вместе с космическими аппаратами «Вояджер-1» и «Вояджер-2».
«Это – подарок от маленького далекого мира: наши звуки, наша наука, наши изображения, наша музыка, наши мысли и чувства, – перед вами послание 39 президента США Джимми Картера, зашифрованное на пластинках. – Мы пытаемся выжить в наше время, чтобы жить и в вашем. Мы надеемся, что настанет день, когда будут решены проблемы, перед которыми мы стоим сегодня, и мы присоединимся к галактической цивилизации. Эти записи представляют наши надежды, нашу решимость и нашу добрую волю в этой Вселенной, огромной и внушающей благоговение».
Через 40 тысяч лет аппараты «Вояджер» пронесутся за границы Солнечной системы, минуя каждую из комет облака Оорта. 55 приветствий на языках народов Земли (включая аккадские и шумерские наречия), Бранденбургский концерт Баха, Melancholy Blues Луи Армстронга, грузинское чакруло и ритуальное пение из Новой Гвинеи, звук поцелуя и шум океана, крик ребенка и удар топора о дерево, снимок Земли, поглощенной космической тьмой, изображение ребенка, едва появившегося на свет и фотография Валерия Борзова, пересекающего черту финиша.
Космическая скорость
«Огромен овал стадиона. Десятки тысяч людей, собравшихся сюда со всех концов земли, разноцветье разноязыких плакатов, транспарантов и флагов, многочисленные треноги телекамер, вознесенные над толпой. Я привык смотреть на стадион снизу, оттуда, с линии старта. А сейчас сижу почти на самом верху центральной трибуны, – пишет Валерий Борзов в своей книге «10 секунд – целая жизнь». – Серьезно занимаясь спортом в течение ряда лет, человек получает редкую возможность прожить еще одну жизнь. Начиная регулярно тренироваться и выступать в состязаниях, он словно заново рождается как спортсмен-новичок, потом последовательно проходит стадии становления, развития, возмужания. Достигает зрелости и, в конце концов, как это ни печально, «умирает».
Смерть Борзова-спортсмена произошла через семь лет после события, изменившего ход развития легкой атлетики. В 1972 году на Олимпийских играх в Мюнхене 23-летний спортсмен из Новой Каховки стал вторым в истории белым атлетом, обогнавшим на стометровке афроамериканцев. Его результат в одном из предварительных забегов – 10,7 секунд до сих пор не побил ни один украинский или российский спринтер. Всего за один вечер безызвестный бегун из СССР превратился в легенду спорта, чье имя ставили в один ряд с Гагариным. В Советском Союзе подшучивали: Борзов – единственный, кому удалось исполнить приказ Никиты Хрущева «догнать и перегнать Америку». Его снимок поднялся в стратосферу и отправился в путешествие в неизведанные галактики. В 1972 году слава Борзова не уступала той, что свалилась на Усейна Болта после Олимпийских игр в Пекине, Лондоне и Рио. Но не только это объединяет двух спринтеров. Как и Болт, Борзов не отличался миниатюрными размерами, удобными при беге на короткие дистанции (из-за сопротивления с воздухом и энергозатрат на каждом движении крупные спортсмены все чаще уходят на более продолжительные дистанции). Как и Болт, Борзов закончил карьеру в 30 лет (за год до старта московской Олимпиады). Наконец, как и спортсмен из Ямайки, Борзов имел полное юридическое и моральное право считать себя самым быстрым человеком на Земле.
Пулевые учения
История Борзова-спринтера начинается задолго до 1972 года. Может быть, во время соревнований по пионерскому четырехборью в Севастополе в 1963 году? Или на стартах в спортивной школе Новой Каховки? А, может, в 1953 году, в тот день, когда четырехлетний Валера Борзов вдруг подумал, что ходить – это скука смертная?