В список Forbes по наследству: Филипп Генc продолжает дело отца
История с наследованием «Ланита» — первый случай за 15 лет списка Forbes в России, когда владелец бизнеса успел при жизни подготовить наследника и передать дела. О принципах воспитания сыновей в семье Генсов президент «Ланита» Филипп Генс рассказал Forbes Life
Многопрофильный холдинг «Ланит» занимает 74-е место с выручкой 118,1 млрд рублей в списке 200 крупнейших компаний России по версии Forbes. В «Ланите» 10 600 сотрудников, 36 подразделений со спектром деятельности от разработки ПО, создания информационных систем, дистрибуции продуктов и решений для всех отраслей экономики до IT-консалтинга, системной интеграции и ретейла — от Apple, Sony и Samsung до Lego и Nike. «Ланит» — разработчик государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, московской единой медицинской информационно-аналитической системы. Специалисты компании создавали медиакомплекс парка «Зарядье» и участвовали в строительстве и оснащении информационными системами стадионов «Открытие Арена» и «Лужники», где прошли матчи чемпионата мира по футболу. С участием «Ланита» в Москве, Санкт-Петербурге и других городах внедряется бесконтактная оплата проезда на общественном транспорте.
«Филипп самостоятельно ведет некоторые куски бизнеса. Он хочет продолжать и готов возглавить «Ланит». Это дичайшая ответственность, это не подарок. Я страшно рад и счастлив, что он готов», — говорил Георгий Генс (занимал 151-е место в списке Forbes) в интервью Forbes Life 23 апреля 2018 года, ровно за неделю до своей внезапной смерти на горнолыжном склоне на Камчатке.
Весной напротив большого письменного стола из карельской березы Георгия Генса за столом поменьше в кожаной куртке, джинсах и часах Omega сидел Филипп с ноутбуком и с улыбкой комментировал отцовские тезисы о счастье, смысле жизни и воспитании детей.
В начале осени, меньше чем полгода спустя, Филипп Генс вновь дает интервью Forbes Life в том же кабинете, но уже он сидит за большим столом. На стеллаже с коллекцией отцовских livre d’artiste, рисунком Пикассо и маслом Серебряковой, олимпийскими кубками и моделью самолета (старший Генс ходил под парусом, управлял самолетом, катался на водных и горных лыжах, занимался карате и конным спортом) теперь стоят боксы с коллекцией редких фигурок Lego, собранием Филиппа.
Филипп в костюме и белой рубашке с запонками, вместо Omega на запястье Glashütte Original. «Теперь всегда так», — комментирует он свой новый образ. А на вопрос, что за серьга с короной у него в ухе, говорит, что это ракета, а не корона, и ее уже пришло время снять.
И тем не менее важнейшей семейной чертой всех Генсов Филипп называет любовь к докторской колбасе, точь-в-точь повторяя ответ Георгия Генса. Преемственность работает.
«Конечно, я не чувствую себя свободным, но это мой выбор, и мне с ним комфортно», — обозначает свою позицию главы «Ланита» Филипп Генс.
Филипп, вы третий в роду Генсов крупный менеджер. Ваш дедушка Владимир Генс был начальником планово-финансового управления самого крупного в мире туристического оператора, Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Прабабушка до войны некоторое время работала в ЦК.
Не думаю, что менеджерские черты передаются по наследству. Думаю, они формируются в процессе работы. Оптимизм, конечно, и у дедушки, и у папы был отменный, прирожденный. Но все остальное можно в себе воспитать. И терпение, и управление временем.
С чего вы начали как новый президент «Ланита»?
Я неплохо понимаю, что происходит в «Ланите». Я тут всю свою жизнь.
В последнее время мы активно готовились с отцом к моему приходу. Отец хотел меньше заниматься операционной деятельностью. Он не уходил от бизнеса, но хотел больше времени посвятить вопросам стратегии и отдыху, горным лыжам, конному спорту. Очень жаль, что не успел.
Были для вас открытия?
Конечно. Компания огромная. Когда я принимаю решение, если оно серьезное и сложное, так и тянет позвонить папе. Тут же понимаю, что это невозможно. Приходит осознание.
А бывает, что вы словно изнутри слышите его подсказку?
Я часто понимаю, как бы он поступил. Все-таки мы довольно много времени проводили вместе. Его позицию я чувствую хорошо.
В какой момент вы осознали себя наследником империи?
Еще в университете я понял, что буду работать в «Ланите». Мы с отцом подбирали университет с позиции того, какое образование лучше для занятий бизнесом. Выбор был между эккаунтингом и правом. Я выбрал право.
В старшей школе я поехал на две недели в Англию учить язык. Мне там понравилось. Я вернулся домой и сказал папе, что с удовольствием бы еще поучился в Англии. Был 1994 год. Родители с радостью меня туда отправили. Год я проучился на AS Level, два года — на A Level. А потом поступил в университет. После окончания факультета права Бирмингемского университета я пришел в «Ланит».