Для Растрелли перемены на русском троне не предвещали ничего хорошего

Караван историйИстория

Франческо Растрелли. Гений барокко

Для Растрелли перемены на русском троне не предвещали ничего хорошего. Новая императрица не простила ему покровительства Бирона, лишила звания придворного архитектора и приказала "никаких строений тому итальянцу не поручать".

Нина Белова

Фото: AKG-images/East News/фото репродукции картины И. Шарлеманя «Вид Зимнего дворца с Невы». 1853 г. Государственный Эрмитаж

День выдался хмурым и неприветливым, как это часто бывает в Петербурге поздней осенью. С Балтики дул пронизывающий ветер, стальная гладь Невы возмущенно дыбилась. Растрелли с трудом выбрался из кареты и зябко кутаясь в плащ, заторопился к парадному подъезду Зимнего дворца.

За арочными пролетами галереи первого этажа как всегда внезапно раскрылось огромное, сияющее светом пространство белой Посольской лестницы. Льющийся из окон свет, отражаясь в зеркалах, заскользил по золоченым лепным орнаментам, мраморным статуям и розовым колоннам из искусственного мрамора. «Да, эта парадная лестница способна поразить даже своего создателя», — усмехнулся зодчий.

С воцарением новой императрицы его жизнь резко изменилась. Екатерина II ценила в людях талант, ум и деловые качества. «Мне дураков не надобно», — любила повторять она. Но Растрелли видел, что лично в нем она не нуждается. При дворе возобладало мнение, что причудливое барокко устарело, — императрица предпочитала строгие линии классицизма. Богатство, сочность и сложность архитектурного языка Растрелли стали казаться излишними и старомодными. Прекратились заказы и выплата жалованья.

Франческо Бартоломео Растрелли, или как его звали на русский манер — Варфоломей Варфоломеевич, понимал: новое царствование — это всегда новые люди. Екатерина II удалила многих сановников елизаветинского времени. Но понимал он и другое: эпоха барокко переживала закат. Он, Растрелли, довел этот стиль до невозможной высоты и блеска, но дальше пути нет даже такому мастеру, как он.

Прославленный архитектор испросил отпуск и уехал в Италию «для поправления здоровья». Второго августа 1762 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление: «Граф Растрелли с фамилиею своею едет отсюда на некоторое время в свое отечество, и имеющие до него какое дело явиться могут в дом его, что на Невской першпективе против Гостиного двора».

Спустя год он вернулся в Россию. Его вызвали к императрице, и ничего хорошего этот визит не сулил. Похоже, сегодня, двадцать четвертого октября 1763 года, его блестящей карьере придет конец. Екатерина II приняла его в рабочем кабинете. «Я пришла к окончательному решению», — сообщила она и поискала на своем бюро какую-то бумагу. Это оказался высочайший указ, по которому архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением пенсиона в тысячу рублей в год.

Его место при дворе уже заняли другие — Юрий Фельтен, Антонио Ринальди, Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, и часть творений Растрелли начала подвергаться безжалостной переделке. До него доходят слухи, будто уничтожая интерьеры в залах Зимнего дворца, Деламот хвастливо заявлял, что выбрасывает «растреллиевские стены через окна». Быть свидетелем всего этого Растрелли не хотел и в начале августа 1764 года покинул Петербург, которому отдал всю жизнь...

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году в Париже, где его отец — флорентийский скульптор Бартоломео Карло — работал при дворе Людовика XIV. Первого сентября 1715 года «король-солнце» умер. Энергичный Бартоломео Карло понял, что заработать на жизнь при новом государе, которому всего пять лет, сложно, нужно искать другого покровителя.

А в это время российский император Петр I, строящий новую столицу Санкт-Питербурх, писал в Париж своему посланнику Конону Зотову: «Понеже король французский умер, а наследник его зело молод, то, чаю, многие мастеровые люди будут искать фортуны в других государствах, для чего наведывайся о таких и пиши, дабы потребных не пропустить». Узнав, что скульптор Растрелли «умеет планы садам и фонтанам делать и палаты строить», резидент Петра приглашает его в Россию.

«Я получил заманчивое предложение от русского царя, который где-то на севере строит город по европейскому образцу. Возможно, в этом наше спасение», — сообщил Бартоломео Карло семье, велел запастись теплой одеждой и собираться в дорогу.

Двадцать четвертого марта 1716 года в четыре часа пополудни они благополучно прибыли в Санкт-Питербурх. Проехали по Невской першпективе — длинной, широкой аллее, проложенной и вымощенной камнем руками пленных шведов, с любопытством оглядывая окрестный пейзаж. Юный город, с поразительной быстротой выраставший на островах невской дельты, был еще невелик, но уже обретал строгие очертания.

Рядом с крепостью, где Доменико Трезини начал возводить Петропавловский собор, на площади, получившей название Троицкая, складывался городской центр. От домика Петра I вверх по Неве тянулись деревянные здания Сената, Таможни, Монетного двора и трактира «Аустерия четырех фрегатов», за ними — дома вельмож, высших военных и гражданских чинов. У другого берега на фоне низкого пасмурного неба прорисовывались бесчисленные мачты — на адмиралтейских верфях строились многопушечные корабли молодого российского флота, а на расположенной рядом Галерной верфи — быстроходные лодки-галеры.

Разбросанный на островах, петровский Парадиз был изрезан реками, речушками и каналами.

— Папа, а не является ли этот город воплощением пророчества Нострадамуса, еще в XVI веке предсказавшего, что «Венеция поднимется на северном море»? — спросил Бартоломео Карло шестнадцатилетний сын.

— Все может быть, Франческо. Но самое удивительное то, что он всего за несколько лет вырос из лесов и болот. Какой размах! Какие перспективы для работы!

Петр I был в отъезде — совершал второе европейское турне. Растрелли с сыном принял светлейший князь Меншиков. Усадьба первого генерал-губернатора Петербурга протянулась на весь Васильевский остров — от Большой до Малой Невы — и слыла самым роскошным зданием строящегося города. Склонный к аскетизму царь не утруждал себя строительством достойной резиденции, все праздничные пиры и торжественные обеды проводил здесь, у Данилыча. Светлейший держал лучшую в столице кухню, вышколенных иностранных слуг, великолепный оркестр и роскошный выезд.

Желто-горчичный центральный корпус и два флигеля его дворца, построенные «в итальянской манере», с оконными наличниками простого рисунка и высокой черной кровлей с переломом, были обращены к Неве. У дворца устроена пристань — малые суда с гостями причаливали прямо к парадному подъезду.

Приезжих провели в покои князя, богато убранные деревянными резными панелями, шелками, живописью и изразцовыми голландскими печами. Аудиенция заняла не более трех минут, но Растрелли-старший сразу получил большой заказ. «По указу его царского величества вам надобно обустроить мызу Стрельна, устроить там парк с каналами и водяными каскадами», — заявил Меншиков.

Не успев толком обжиться на новом месте, Бартоломео Карло засел за чертежи и привлек к работе сына. Франческо составил генеральный план расположения мызы и изготовил модель будущего ансамбля с дворцом, садом и видом на море. Проект светлейшему понравился, и он отправил его для окончательного утверждения государю. Петр проект одобрил, и Растрелли-старший приступил к работам в Стрельне. Помимо этого он участвовал в планировке Васильевского острова, выполнял лепные заказы в парадном зале Монплезира и отделку в доме дипломата Петра Шафирова. Вместе с отцом трудился и Франческо.

Десятого октября 1717 года из-за границы вернулся Петр. Его высокая нескладная фигура замелькала на строительных площадках города. «Ты заметил, — спросил Растрелли-старший сына, — царь всегда держит при себе карандаш и набрасывает на бумагу чертеж всего, что покажется ему заслуживающим внимания?» Было понятно, что своим детищем Петр занимается со всей страстью. «Может быть, еще и на нашем веку пристыдим образованные страны и вознесем русское имя на высшую ступень славы», — говаривал он.

Щедрость государя привлекла в Россию не одного Растрелли-старшего. Вскоре у него появился соперник — француз Жан-Батист Леблон, назначенный Петром на должность генерал-архитектора. Отношения между зодчими сразу не сложились, а позже и вовсе переросли в открытую вражду. Конфликт чуть не стоил Бартоломео Карло карьеры. Петр отстранил его от работ в Стрельне, но благодаря заступничеству Меншикова оставил заниматься скульптурой.

В двух специально построенных «анбарах» рядом с их домом на Первой Береговой улице Бартоломео Карло прежде всего вылепил бюст своего благодетеля — светлейшего князя Александра Даниловича, а следом приступил к увековечиванию образа Петра.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталья Коростелева. Конец главы Наталья Коростелева. Конец главы

Кто бы мог подумать, что давние шутки окажутся пророческими

Караван историй
Беспроводные зарядки для смартфонов: какие они? Беспроводные зарядки для смартфонов: какие они?

Подборка беспроводных зарядок для телефона

CHIP
Андрей Смирнов. Динозавр Андрей Смирнов. Динозавр

Интервью с режиссером и актером Андреем Смирновым

Караван историй
Эпидемия и МКАД: московский грипп не похож на провинциальный Эпидемия и МКАД: московский грипп не похож на провинциальный

В мегаполисах мира эпидемия гриппа проходит не так, как в небольших городах

Forbes
«Я плакал в 10 раз больше, чем за всю свою жизнь. Мачизм как-то поубавился»: Олег Тиньков рассказал о борьбе с лейкемией «Я плакал в 10 раз больше, чем за всю свою жизнь. Мачизм как-то поубавился»: Олег Тиньков рассказал о борьбе с лейкемией

Олег Тиньков — как едва не отказался от лечения, и о планах развивать донорство

Esquire
От «Викингов» до «Табу»: 7 сериалов про крутых парней От «Викингов» до «Табу»: 7 сериалов про крутых парней

Обаятельный, дерзкий, неординарный главный герой — вот залог успеха любого шоу!

Playboy
Особый взгляд Вадима Верника: Высокие отношения Особый взгляд Вадима Верника: Высокие отношения

Павел Прилучный и Агата Муцениеце уже давно воспринимаются как единое целое

OK!
10 фактов о Венедикте Ерофееве (из первой биографии писателя) 10 фактов о Венедикте Ерофееве (из первой биографии писателя)

Как автор поэмы «Москва — Петушки» стал безоговорочным классиком

Esquire
Если бы Россия была чуть справедливее Если бы Россия была чуть справедливее

Дух, причины и молитвы ингушского протеста

Русский репортер
Сладкий ноябрь Сладкий ноябрь

Меняй привычки – и жизнь заиграет новыми красками

Cosmopolitan
Пляж в центре Парижа: главное о показе Chanel на весну 2019 Пляж в центре Парижа: главное о показе Chanel на весну 2019

В завершающий день Парижской модной недели прошел показ Chanel

Cosmopolitan
Живые классики Живые классики

Специальный фотопроект о мужчинах, которым все возрасты покорны

GQ
Удары, насилие, кровь: отрывок из книги Роуз Макгоуэн о ее детстве в секте Удары, насилие, кровь: отрывок из книги Роуз Макгоуэн о ее детстве в секте

2 октября в России вышла книга «Смелая» об автобиографии Роуз Макгоуэн

Cosmopolitan
Построим стену Построим стену

Владимир Епифанцев разводится с женой

StarHit
Кентавры угрожают Земле: описан новый тип планетарных катастроф Кентавры угрожают Земле: описан новый тип планетарных катастроф

Вычислена вероятность столкновения Земли с объектами группы Кентавров

Forbes
Роковое влечение Роковое влечение

Паулина Андреева тайно призналась в любви другому мужчине

StarHit
25 вещей, которые стыдно не уметь 25 вещей, которые стыдно не уметь

Жизненные навыки, которыми ты обязан обладать

Maxim
Отравленная жвачка, сатанисты и группы смерти Отравленная жвачка, сатанисты и группы смерти

Почему люди придумывают страшные истории и верят в них

Русский репортер
Петля заботы. Нужно ли сокращать список опасных профессий для женщин Петля заботы. Нужно ли сокращать список опасных профессий для женщин

Допуск женщин к опасным профессиям сложно назвать гендерным равноправием

Forbes
Времён очаковских и покоренья Крыма Времён очаковских и покоренья Крыма

Как императрица Екатерина II присоединила к России Северное Причерноморье и Крым

Дилетант
Купили собаку. А что дальше? Купили собаку. А что дальше?

Как наладить правильную коммуникацию с собакой всех членов семьи

Домашний Очаг
Полный багрец Полный багрец

Осень в пушкинском Болдино по-настоящему золотая

Огонёк
Тренер виртуальных помощников Тренер виртуальных помощников

Как предприниматель Юрий Буров пережил провал своего проекта и не сдался

РБК
Светлана Миронюк: «У тебя возьмут столько, сколь­ко ты готов отдать» Светлана Миронюк: «У тебя возьмут столько, сколь­ко ты готов отдать»

Выжить в ближайшем будущем сможет только социально ответственный бизнес

Forbes
Недоступный штраф на 125 млн. Суд снял арест со счета Улюкаева Недоступный штраф на 125 млн. Суд снял арест со счета Улюкаева

Бывший министр отбывает 8-летнее наказание в колонии под Тверью

Forbes
Юлия Пескова о том, как совмещать бизнес и любовь к откровенным фотографиям Юлия Пескова о том, как совмещать бизнес и любовь к откровенным фотографиям

Поговорили с владелицей одного из самых провокационных инстаграмов в России

GQ
Сбор актива Сбор актива

Познавая мир, познаёшь себя

Robb Report
Золотые руки Золотые руки

Финансист, золотопромышленник, директор музея — Наталия Опалева

Forbes
Золотой пропуск в Европу Золотой пропуск в Европу

Европа остаётся фаворитом россиян, если речь идёт о покупке недвижимости

Robb Report
Музыкальный опросник Esquire: отвечает группа «Пасош» Музыкальный опросник Esquire: отвечает группа «Пасош»

Пять ответов на пять вопросов о музыке от группы «Пасош

Esquire
Открыть в приложении