В России запустился новый хедхантинговый сервис
О трудностях поиска работы для высокооплачиваемых сотрудников рассказывают Алена Владимирская и Сергей Дружинин, создатели онлайн-сервиса по подбору вакансий для мидл- и топ-менеджеров
Ɔ. Зачем тебе еще один рекрутинговый сервис?
Алена Владимирская: Начну издалека. Стандартный рекрутинг умирает именно для топ и верхних мидл-менеджеров (а их на рынке очень много). Все эти люди приходят на ведущие рекрутинговые ресурсы и видят следующую картину: топовых вакансий нет, а те немногие компании, которые подобное предлагают, на резюме соискателей не откликаются. Многим соискателям кажется, что их резюме даже не просмотрели. Тогда они начинают рассылать резюме в агентства и напрямую, и в ответ чаще всего получают что-то из серии автоматического: «Большое спасибо! Ваше резюме принято в нашу базу, будем работать». Бывает даже, что в какой-то неожиданный момент соискатель получает звонок от хедхантера: «Давайте встречаться». И опять ничего. Все уходит в никуда. Найти работу невозможно. Связано это с основной проблемой любого рекрутинга: все врут.
Кандидаты врут в своем резюме — иногда неосознанно, но большей частью сознательно. Топы, например, чаще всего врут так: «Я сделал такой-то проект». Когда проверяешь, выясняется, что он там был пятым от забора, делал, конечно, но из серии «рядом был». Или вот еще пример вранья: «Наш проект дико взлетел, и потом мы его продали стратегу». Выясняется, что проект унылый, его должны были закрывать, чтобы не опозориться, его влили в другой проект и в каком-то СМИ что-то об этом написали. И вот такой хрени — туча.
Работодатели обычно делают две вещи. Во-первых, им очень важно не показать, что в компании есть потребности в людях на топ-позициях, поэтому они хорошие вакансии вообще не публикуют. А так как искать людей все равно надо, работодатели начинают выдумывать «плохие топовые вакансии», но с креативным описанием. Например, «ищем коммерческого директора, это новый вызов, вы будете зарабатывать неограниченное количество денег, ла-ла-ла», но и при этом толком из описания ничего не понятно.
Ɔ. И что получается?
Алена Владимирская: Ничего хорошего. В последние годы у нас огромное количество безработных, особенно среди топов верхнего мидла. Некоторые люди старше 40 лет не могут найти работу по году, а иногда и больше — в связи с экономической ситуацией, с тем, что изменилось понимание нужных навыков для человека и так далее. В результате они начинают рандомно откликаться на все вакансии, которые им попадаются. В связи с этим на любую более или менее приличную вакансию (условно с зарплатой выше 300 тысяч рублей), размещенную в агрегаторе, рекрутер может получить в первые сутки до 1000 резюме. Из них релевантных будет порядка семи-десяти, но чтобы их найти, нужно потратить несусветное количество времени.
Чтобы сэкономить это самое время, рекрутер делает так: нормальную вакансию никогда ни на каком ведущем job-ресурсе публиковать не будет, а отправится с ней в узкопрофильные группы на фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в чаты, в телеграм, на форумы. И там аккуратно спросит у коллег и найдет своего кандидата.
В чем проблема с этой схемой? Во-первых, на комьюнити сложно полагаться: сегодня они живые, а завтра уже нет. Во-вторых, старые хабы вакансий для верхних мидлов и для топов умирают — мы возвращаемся в схемы 90-х и нулевых, когда работу искали по знакомству.
Ɔ. Что в этом плохого?
Алена Владимирская: Для соискателей это ад. Нужно постоянно мониторить всё. И если топ-менеджер не находится в активном поиске работы, а просто хотел бы посматривать, что где появилось, есть ли у него вариант карьерного роста или перехода в смежную сферу, то у него вообще нет никаких шансов что-либо найти или узнать. Потому что это отдельная работа. У меня в компании сидит несколько аналитиков, которые мониторят все ресурсы, включая личные страницы работодателей в социальных сетях, чтобы пополнить базу.