В поисках стартапов: каково будущее корпоративных венчурных инвестиций
Рынок венчурных инвестиций серьезно меняется: если раньше основными инвесторами выступали венчурные фонды и бизнес-ангелы, то сейчас за стартапами все чаще охотятся корпорации, которые надеются укрепить свои позиции среди конкурентов. Вадим Дьяков, директор по инновациям группы АДВ и генеральный директор венчурной студии ADV LaunchPad, рассказывает о новых моделях венчурного инвестирования.
В США корпоративное венчурное инвестирование (CVC) как явление существует уже более ста лет: первым знаковым событием в этом сегменте считаются инвестиции американской химической компании DuPont в автомобильный стартап под названием General Motors в 1914 году. С тех пор рынок прошел уже несколько волн роста, последнюю из которых мы наблюдаем сейчас: согласно данным CB Insights, с 2014 года количество сделок в формате CVC выросло более чем в два раза, а в деньгах сегмент прибавил более чем втрое. Однако, несмотря на текущую популярность CVC в целом и корпоративных акселераторов в частности, с точки зрения интересов самих стартапов, они зарекомендовали себя хуже, чем классические венчурные инструменты: есть исследование, согласно которому участие стартапа в корпоративном акселераторе снижает вероятность его успеха с 11% до 8%. Учитывая, что 90% стартапов проваливаются, это значимая разница.
Стартап под ключ
Все это постепенно привело к появлению новой модели взаимодействия между стартапом и корпорацией — венчурной студии.
Хотя венчурные студии могут несколько отличаться друг от друга, у них есть две ключевые особенности:
- Студии работают со стартапами уже на стадии идеи и проходят с основателем весь путь от подтверждения ценности гипотезы до работающего продукта;
- Если задача акселератора — прокачать как можно больше проектов в сжатые сроки в обмен на небольшую долю (в среднем 3-7%), то студии сосредоточены на более длительной и всесторонней поддержке небольшого количества стартапов, но и их доля в проекте будет существенно больше.