Корзина с бигмаком: что на самом деле показывает популярный индекс
Публикация новых данных по «индексу бигмака» лишний раз подтверждает, что этот показатель плохо отображает относительную стоимость товаров и услуг в разных странах и не позволяет предсказывать изменение курсов. О том, что полезного из него все-таки можно извлечь, рассказывает директор Финансового центра СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов
На мой взгляд, «индекс бигмака» можно назвать хорошей экономической шуткой, которая повторяется раз в полгода и каждый раз дает повод для дискуссий. Индекс был придуман журналистами The Economist, чтобы по долларовой цене одного сэндвича из «Макдональдсов» разных стран оценить, насколько завышена или занижена стоимость валюты той иной страны по отношению к доллару США. Поэтому и появляются заголовки о том, что в 2021 году «рубль признали самой недооцененной валютой». По этой теории Биг Мак должен стоить одинаковое количество долларов в каждой стране, и пересчет из рублей в доллары в идеале должен показать, что цена в России и США одинакова.
Но это все же слишком смелое утверждение, по крайней мере, если мы говорим о рубле. Биг Мак в России, скорее всего, производится более эффективно, а зарплаты и арендные ставки значительно ниже, чем в США. Поэтому стоимость Биг Мака почти наверняка окажется ниже, чем в богатых странах. Более высокая цена на развитых рынках связана с «эффектом Баласса-Самуэльсона», в соответствии с которым по любым простым индексам рубль покажется «недооцененным» к валютам США или Западной Европы. И к тому же никто не перевозит Биг Маки из одной страны в другую, поэтому цена на него (в долларах) не будет совпадать так, как цены на торгуемые товары — ту же бытовую электронику или смартфоны.