«В новой экономике ценностью являются личные отношения». Сооснователь Voices Алексей Быстров — о том, как привлек инвестиции от Питера Тиля, о теории тысячи фанатов и проблемах креаторов
В феврале 2021 года стало известно, что основанный россиянами стартап Voices привлек $2 млн от Питера Тиля и основателей Tinder, Signal, Shutterstock и MSQRD. Среди инвесторов также были Наталья Водянова и братья Давид и Даниил Либерманы. На тот момент стартапу, разрабатывающему приложение для стриминга и монетизации видео, не было и года. Его запустили летом 2020 бывший CDO Look At Media Алексей Быстров и Александр Панько. Мы поговорили с Быстровым о конкуренции с TikTok и о том, как ему удалось привлечь таких инвесторов и почему будущее за авторами нишевого контента, а не блокбастеров.
Шаман и предприниматель
— На твоем персональном сайте написано: «Художник, музыкант, писатель, продюсер, поэт, шаман, предприниматель». Что всё это значит?
— Это значит, что мне очень интересно пробовать разные штуки и я не могу ни на чем остановиться. Некоторым людям нравится достигать невероятного мастерства в чем-то и оттачивать это — такая восточная история. Во мне превалирует западный подход: мне интереснее попробовать миллион всего и необязательно в этом совершенствоваться. Например, попробовать себя в скульптуре на 15 минут — это супер, или поставить спектакль в лесу, или написать музыкальный альбом.
Сотни лет люди пытались изобрести эликсир бессмертия, потому что хочется пожить подольше и побольше всего испытать. Сейчас элиты поняли, что быстро его не сделать, но если задача в том, чтобы побольше успеть за жизнь, то можно уплотнить свой опыт. Ровно поэтому люди инвестируют, например, в VR, чтобы, сидя в одной комнате, подняться на Эверест, переплыть Атлантику — и за те же 80–100 лет испытать кучу всего. Я занимаюсь тем же, но без VR.
— Что ты делал до того, как занялся Voices? Как началась твоя предпринимательская история?
— Началось всё с продуктового дизайна, которым я занимаюсь уже 16 лет. Еще в школе я написал свою первую игру на Паскале. Интерфейс для нее нарисовал в Microsoft Paint и потом на ассемблере сделал программу, которая переводила эту графику в Паскаль.
Если оперировать большими вехами, то в 2012 году я присоединился к кор-команде Look At Media и стал дизайн-директором. Через год вместе с основателями издательского дома я запустил фотошеринг-приложение Cirqle. Мы изобрели формат сторис, который сейчас использует Snapchat и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Еще придумали общие альбомы, где разные люди, испытавшие один и тот же опыт, делились фото и видео друг с другом. Это была моя первая компания, и я ей активно занимался до украинского конфликта.
— Что потом случилось?
— Потом всё сдвинулось в сторону краудсорс-журналистики. В частности, наше приложение использовали во время «революции зонтиков» в Гонконге за счет того, что оно работало на mesh-сетях без интернета. Его использовали в Турции во время волнений тех же времен и в Украине. В какой-то момент я сам отправился на Донбасс, чтобы снимать для Cirqle.
— Ты поехал на Донбасс?
— Да, но не доехал, потому что попал в автоаварию по дороге. Это счастливая случайность: через неделю стало известно, что 20 россиян взяли в плен в тех местах, куда мы ехали. В общем, было что снимать.
Параллельно мы пытались поднять американские деньги. Но не получилось: инвесторы сказали, что Россия для них теперь рисковый рынок. К тому же большие компании сократили рекламные бюджеты — доходов в медиа стало меньше, а Cirqle финансировался за счёт Look At Media. Мы оказались без денег с двух сторон, и я распустил команду, о чём совершенно не жалею, потому что следующий опыт был ещё феноменальнее.
В начале 2015 года мы с Либерманами основали компанию Frank и спустя пять лет продали её Snapchat. Это был сервис реал-тайм финансового учёта для нон-профитов.
— Как вышло, что проект купил Snapchat?
— Мы три года пытались запустить его с американскими НКО. Все говорили: «Да, прекрасная идея, но давайте в следующем году». Оказалось, что нон-профиты боятся быть прозрачными. Мы поняли, что стучимся не в те двери, и пошли к корпоративным фондам, которые раздают деньги нон-профитам. Они заинтересованы в том, чтобы все траты происходили максимально публично. Так мы очутились в Snap Foundation, где я проработал около полутора лет.
На всем этом пути я наблюдал за контент-креаторами и видел те испытания, которые возникают у них на пути. Мои медиа и финтех-бэкграунды привели меня к идее, что можно дать авторам возможность стать финансово независимыми. Это вывело меня в креатор-экономику. Всё закрутилось, и появился Voices.
Чёрная дыра монетизации
— Как начинался Voices?
— Мы начали совсем не с того, что в итоге делаем, и в другом составе. Это был хитрый кульбит вселенной.
Дело в том, что я всегда боялся быть первым, боялся сделать что-то своё. Мне казалось, как можно выбрать одну идею и быть в ней уверенным, если столько всего можно сделать. Поэтому я всегда присоединялся к чьей-то уверенности.
В этот раз вселенная подкинула мне Лешу Никитюка. Его вдохновила первая громкая сделка Clubhouse, и он пришёл ко мне с идеей сделать аудио-твиттер. Я предложил ему делать вместе. Мы инкорпорировались в Лондоне. Позже нашли третьего кофаундера, Сашу Панько, технического директора. С Лёшей мы потом полюбовно разошлись, потому что у него не хватало времени на проект.
В процессе разработки продукта, разговаривая с инвесторами и креаторами, мы пришли к совершенно другому концепту. Моментом, когда пазл сложился, была встреча с Джесси Майклсом из Thiel Capital. Он сказал: «То, что вы задумали, — круто. Но если бы у вас там ещё и видео было, мы бы точно дали денег».
Мы начали прощупывать видеомонетизацию и поняли, что там просто чёрная дыра. Стало очевидно, что нужно, грубо говоря, сделать Substack для видео или OnlyFans не для секс-контента.
— Какова в итоге концепция Voices?
— Voices — это видео-платформа, которая построена вокруг прямого взаимодействия между креаторами и их зрителями.
— Финансовое взаимодействие?
— Сейчас не сделаешь только финансовый инструмент или платформу без финансов: не сработает вдолгую. Чтоб удерживать пользователей, нужно создать полный цикл. Поэтому Voices — это полноценная платформа, которой можно пользоваться либо одновременно с TikTok, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Snapchat, либо забыв про них. На ней можно выкладывать видеоконтент, вести живые трансляции и комнаты в духе Clubhouse, только в видеоформате, созваниваться и записывать живые беседы. В общем, платформа подразумевает множество способов взаимодействия.