Режиссер Дэвид Кроненберг — о теориях заговора, рептилоидах и всемогущей русской мафии
На страницах Esquire канадский режиссер Дэвид Кроненберг признается в любви к теориям заговора и объясняет, почему люди хотят верить в рептилоидов, козни иллюминатов и самолет с мертвецами над Донбассом.
В конце 1960-х, когда я оканчивал Университет Торонто, конспирология окружала нас всюду. Некоторые наши профессора — мы знали наверняка — сотрудничали с ЦРУ и были приставлены следить за распространением левацких идей и за поведением политических беженцев из США, отказавшихся от службы в армии из-за войны во Вьетнаме. Время от времени в Канаде задерживали и агентов КГБ, некоторые из них переходили на сторону Запада. Так что мое формирование как художника и автора прошло в атмосфере шпиономании, арестов и подозрительности.
В XXI веке люди по-прежнему верят в теории заговора. Но эта вера не столько следствие невежества, сколько фундаментальная потребность человека — вроде религии. Как бы далеко ни продвинулась наука, люди все так же верят в Бога, и сколько бы журналисты ни провели расследований, у теорий заговора не убавится поклонников. В основе самых популярных теорий всегда лежит старинный миф о том, что могущественная группа людей контролирует мир и управляет им. Орден иллюминатов, всемирное сионистское правительство, инопланетяне или Господь Бог — разница лишь в деталях. Желание верить первично, а факты можно подобрать. Или попросту выдумать, если иные подтверждения не находятся.
В современном мире, где вскрываются настоящие и очень странные заговоры, все проще быть адептом конспирологии. После разоблачений Эдварда Сноудена невольно задумаешься: может, все эти правые американские деятели, защищающие право на ношение оружия и бесконечно подозревающие в чем-то Белый дом, не такие уж психи, какими кажутся. В конце концов, у человеческой способности