Не плагиат, а референс: зачем соцсети перенимают функции друг у друга, почему это работает и чего ждать дальше
Человечество живет с социальными сетями уже почти четверть века. За это время мы привыкли, что каждая платформа предлагает свой уникальный опыт, особый формат, механику или контент. Например, короткие заметки — это в Twitter, экспертные публикации — в Telegram, fancy-фото — в Instagram**. Некоторые соцсети даже стали именем нарицательным — например, «тиктоками» стали называть все короткие ролики, вне зависимости от того, где они опубликованы. Но времена изменились: теперь компании копируют удачные решения, а не придумывают что-то новое, постоянно поднимая планку. Поэтому в последние годы так широко распространились Stories, в Instagram** появились Reels, а Цукерберг запустил Threads — прямого конкурента Twitter. Рассказываем, зачем это нужно соцсетям, почему это работает и что это меняет для пользователей.
Как соцсети перенимают функции друг у друга
Крупные компании все время заимствуют хорошие идеи друг у друга, но в последние годы этот тренд сильно ускорился. Во многом это связано с тем, что сама по себе концепция какой-то функции в соцсети не является уникальным изобретением и не защищена правами на интеллектуальную собственность.
Например, Meta* запатентовала новостную ленту. И тем не менее новостные ленты сейчас есть почти в каждом крупном социальном сервисе. Потому что компании каждый раз разрабатывают все с нуля, а не используют код Facebook**. Нельзя запатентовать саму концепцию — только конкретную реализацию в конкретном исходном коде.
Однако если раньше заимствования были редкостью, то в последнее время стали обычным делом. Формат Stories, который изначально появился в Snapchat, теперь есть даже в приложении Netflix; в сам Snapchat внедрили Spotlight — копию Reels, которые переняли у TikTok; а TikTok возник на фоне смерти Vine — его в свое время купил Twitter, который недавно сам скопировал формат аудиокомнат Spaces у Clubhouse.
Но дело не только в возможности безнаказанно копировать. Это не случайность, а стратегия. Соцсети — высококонкурентный рынок, на котором выигрывает тот, кто способен дольше удерживать пользователей и лучше привлекать новых.
Если во времена раннего Facebook** была огромная аудитория, которая впервые открывала для себя соцсети, то теперь у каждого человека по несколько аккаунтов на разных площадках: компании уже конкурируют друг с другом за внимание людей, ведь они зарабатывают на продаже рекламы. И в этой гонке преимуществом становится уже скорость внедрения не самых инновационных, а самых ожидаемых и привычных функций.
Побеждает не самый свежий взгляд на социальные сети, а тот, кто сумеет лучше всех адаптировать у себя максимум успешных форматов.
Почему это работает и почему не всегда
Пользователи могут долгое время сопротивляться изменениям и задаваться вопросами «зачем мне еще один TikTok, Twitter, Clubhouse и так далее». Но как показывает опыт Instagram** и всех других площадок, если продукт уже где-то сработал, то в конце концов активная аудитория примет изменения и адаптируется.