От влюбленности до паники: как и почему выставки влияют на наше психологическое здоровье
Музеи — важная часть социокультурного пространства. Они позволяют посетителям учиться новому, погружаться в популярную культуру, знакомиться с единомышленниками и… улучшать свое психологическое здоровье. Чем именно могут быть полезны нашей психике походы на выставки? Какое отношение они имеют к арт-терапии? И почему в некоторых случаях визит в галерею может закончиться панической атакой?
В 2022 году в Бельгии начали эксперимент, в рамках которого врачи-психиатры могут выписывать пациентам рецепты на бесплатное посещение музеев Брюсселя. Впервые подобная практика была введена еще в 2018 году в Канаде: она показала, что соприкосновение с культурой помогает бороться с депрессией — особенно пожилым людям. Если эксперимент в Брюсселе признают успешным, то его могут распространить на остальные города Бельгии и другие европейские страны.
А Международный совет музеев (ИКОМ) назвал темой Международного дня музеев-2023, который прошел 18 мая, «Музеи, устойчивость и благополучие». Среди целей, которые были обозначены в контексте выбранной темы для развития, стоит отметить «обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию людей, в частности в том, что касается психического здоровья и социальной изоляции».
Такой выбор подтверждает, что сегодня одним из трендов музейной индустрии является содействие всему, что помогает улучшить психическое состояние
В России также стараются использовать социокультурные пространства для того, чтобы поддерживать ментальное состояние людей. И речь не только о выставках, где можно расслабиться, созерцая предметы искусства, — кураторы и руководители экспериментируют, внедряя новые подходы. Например, в прошлом году в Музее Москвы психолог и художник вместе вели группы по арт-терапии: нуждающиеся в поддержке люди 12 недель посещали занятия, на которых им помогали найти в себе ресурсы — через творческое действие и соприкосновение с объектами искусства.
Арт-терапия: что это и зачем нужно
Развитие метода
Арт-терапия — метод психологической помощи, который позволяет через контакт с искусством прожить подавленные эмоции, открыть в себе новые силы и таланты, развить гибкость ума и решить свои проблемы. Термин появился в 1938 году: тогда английский художник Адриан Хилл, лечась в туберкулезном санатории, стал обучать других пациентов рисованию. Он заметил, что творчество помогало им переносить физическую боль и справляться с переживаниями, и разработал программу арт-терапии — так в больницах Англии стали выставляться репродукции известных художников и проводиться семинары об искусстве.
В России первые пробы арт-терапии начались еще в конце XX века — пионерами стали такие крупнейшие музеи, как Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина. Так как тогда такой вид терапии воспринимался как что-то среднее между психологией и педагогикой, то применяли его в основном для помощи в развитии детей с ментальными особенностями — только потом арт-терапию стали применять для реабилитации людей с психическими нарушениями, с зависимостями. Сегодня же все, кто столкнулся с психологическими проблемами, могут попробовать «проработать» их в музейной среде.
Формы арт-терапии
Арт-терапия бывает двух форматов: активной и пассивной. В случае с активной человек сам погружается в творчество, становится его автором. Это самый известный формат, и его эффект хорошо изучен. К примеру, проведенное в Скандинавии исследование показало, что у детей благодаря урокам музыки уменьшается содержание кортизола (гормона стресса) в слюне во время учебного дня. А у 13-18-летних девушек, занимающихся танцами, исчезают симптомы депрессии и тревожности, в том числе соматические (боль в животе и голове), и снижается потребность в лекарствах.