«Иван Фролов»: самое большое в мире научно-экспедиционное судно ледового класса

ТехИнсайдерHi-Tech

Биполярное судно

Россия приступила к строительству самого большого в мире научно-экспедиционного судна ледового класса «Иван Фролов». Об этом уникальном проекте TechInsider поговорил с директором арктического и антарктического научно-исследовательского института Александром Макаровым.

Текст: Александр Грек

Полярный научный флот

Сегодня флот Арктического института насчитывает три крупных судна. Флагман – «Академик Федоров», построенный в 1987 году на финской верфи Rauma. «Академик Трешников», который начал свою работу в 2012-м, строили уже на российских Адмиралтейских верфях. Там же в прошлом году была спущена на воду уникальная ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс». С одной стороны, все эти суда предназначены для полярных исследований, с другой – у каждого есть своя специализация.

«Академик Федоров» очень вместительный, он может взять на борт до 240 пассажиров вместе с экипажем. Это предельная для научно-экспедиционного судна цифра: на одного человека больше – и уже будет категория пассажирских судов. Флагман служит для обеспечения российских антарктических и арктических станций, проведения научных работ в полярных районах, несет два вертолета и перевозит огромное количество грузов и топлива. Самое современное экспедиционное судно – «Академик Трешников». По своему функционалу оно во многом совпадает с «Академиком Федоровым», но есть нюансы: здесь чуть больше авиационного топлива, чуть ниже пассажировместимость, а главная функция – снабжение станций определенного сектора.

Российские научные станции в Антарктиде (у нас их десять: пять круглогодичных и пять сезонных) должны обслуживаться двумя судами, поскольку располагаются вокруг всего континента. Антарктическое лето очень короткое, и обойти все станции на одном судне проблематично. А так как «Академик Федоров» уже вырабатывает свой ресурс (скоро ему исполнится 40 лет), требуется замена.

«Академик Трешников». Флагман российского экспедиционного флота. Район плавания неограничен, включая одиночное плавание и дрейф в ледовых условиях арктических морей и плавание в тропических морях.

Мы не одни

Полярные научно-экспедиционные суда – продукт единичный и сложный, они делаются по спецзаказам. Типовых проектов просто не существует, поэтому и получаются они довольно дорогими. Но иначе никак: интересы в Антарктиде имеются у многих стран. Подобные суда есть у Германии, ЮАР, Норвегии, Китая, Южной Кореи. Американские сравнительно небольшие, 70–90 м, вмещают не более 40 человек, отличаются относительно низкой ледостойкостью и нуждаются в поддержке тяжелых ледоколов береговой охраны США.

Sir David Attenborough. Флагман экспедиционного флота Великобритании. Несет на борту роботизированные подводные лодки и морские планеры, собирающие данные об океане и морской биологии.

Одним из самый новых судов располагает Великобритания, спустившая на воду в 2018 году

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении